Театр

Шекспировские страсти Мценского уезда

В Самарском театре начались репетиции оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда»

Дирижером-постановщиком нового спектакля стал Александр Анисимов, художник - уже хорошо известный самарской публики Вячеслав Окунев (Санкт-Петербург). Режиссер-постановщик Георгий Исаакян (Москва) несколько дней назад приехал в Самару и провел первые репетиции. Премьера оперы назначена на 20-21 мая.

Первая постановка оперы состоялась в 1934 году практически одновременно (с разницей в несколько дней) в Москве и Санкт-Петербурге. Только за один сезон спектакль был показан более двухсот раз. Какой другой оперный спектакль может похвастаться таким количеством... Однако после посещения оперы руководством страны и Иосифом Сталиным все сильно поменялось. В газете «Правда» от 28 января 1936 года вышла печально известная статья «Сумбур вместо музыки», в которой опера подверглась резкому осуждению. Эта статья, автор которой не был указан, негативно повлияла на биографию Дмитрия Шостаковича и многих других современных ему композиторов. А сама опера вплоть до 1962 года оставалась под запретом.

Но и спустя десятилетия «Леди Макбет Мценского уезда» нельзя назвать самой популярной в репертуаре российских театров. Во всяком случае, на самарских театральных подмостках опера никогда не ставилась. Хотя к творчеству Шостаковича театр обращался не раз. В сезон 1965-1966 годов был поставлен балет «Барышня и хулиган», в 80-е - опера «Казнь Степана Разина». Именно в Куйбышеве, как известно, состоялась премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии. В нашем театре симфония звучала неоднократно, в 2015-ом в исполнении оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. И вот к 110-летию со дня рождения композитора театр принял решение о постановке «Леди Макбет Мценского уезда».

«Я думаю, что в этом есть какая-то нелепость, что спустя 80 лет это произведение все еще считается авангардом, - говорит режиссер спектакля, худрук Московского Детского музыкального театра им. Н. Сац Георгий Исаакян. - Сочинения Моцарта на следующий день после написания становились классикой, Чайковского – еще в процессе подготовки к печати… А Дмитрий Дмитриевич никак не удостоится того, чтобы все успокоились и сказали: «Да – это наше национальное достояние. И никаких вопросов не вызывает». «Леди Макбет Мценского уезда» - одна из немногих русских опер, которая царствует на мировой сцене. Двадцатый век России подарил миру в опере трех великих композиторов - это Стравинский, Прокофьев и Шостакович. И куда бы вы ни приехали: в Сантьяго-де-Чили, в Нью-Йорк, Лондон, Париж, везде вы застанете оперы этих композиторов, плюс, конечно, девятнадцатый век - Мусоргский, Чайковский, Бородин… А внутри страны я часто сталкиваюсь с тем, что и Шостакович, и Прокофьев, который также в этом году празднует юбилей, остаются такими композиторами, по поводу которых могут сказать: «Вы знаете, это надо еще подумать…». Нет, думать не надо, надо ставить, надо гордиться!».

По словам Исаакяна, не каждый театр может себе позволить постановку этой оперы. Для этого нужны хорошо подготовленные оркестр, труппа и публика. «Позволю себе напомнить, - заметил режиссер, - что в свое время Самарский театр являлся лабораторией современной оперы. Здесь впервые были поставлены «Медея» Луиджи Керубини, «Мария Стюарт» Слонимского, «Видения Иона Грозного», театральная жизнь кипела. Общение со зрителем происходило на очень современном языке».

Идея поставить «Леди Макбет Мценского уезда» принадлежит главному дирижеру театра Александру Анисимову. Несколько лет назад на вопрос, почему в театре не осуществляют постановки современных авторов или хотя бы композиторов ХХ века отвечал, что пока еще рано, надо, чтобы театр обрел полноценную «Аиду», «Онегина», «Мадам Баттерфляй», «Травиату». «Делать что-то на более изощренный вкус, мне кажется, преждевременно», - рассказывал дирижер, в частности, в 2013 году.

«Прошло два года, - говорит Александр Анисимов сейчас, - и я считаю, что время такого произведения пришло, хотя «Леди Макбет Мценского уезда» уже классика, но для настоящего периода жизни нашего театра это произведение свежего языка. Для всех: для солистов, хора и оркестра. Уверен, что феномен музыки Шостаковича состоит в том, что чем ближе к нему приближаешься - тем он больше захватывает, я это вижу по работе в нашем театре. Некий скептицизм присутствовал в самом начале, и даже некоторое отчуждение, но сейчас я вижу ровно противоположное».

Совсем недавно в Большом театре состоялась премьера «Леди Макбет» в постановке Римаса Туминаса. Режиссер взял вторую редакцию оперы, известную как «Катерина Измайлова». Выбор же Анисимова - первая редакция, написанная композитором в 1932 году. «Я влюблен в эту музыку со студенческих лет, и мне кажется, что именно эта партитура может и должна иметь успех», - говорит дирижер.

Сюжетом для оперы послужила повесть Лескова с одноименным называнием, однако Шостакович существенно переосмыслил сюжет, изменив мотивы главной героини. И это также стало поводом для упреков в адрес композитора. 

«Совершенно очевидно, что Шостакович влюблен в Катерину, - говорит Георгий Исаакян. - Он ищет глубокие мотивы в ее действиях. Понятно, что преступление ничем не оправдывается, но он представляет ее не героиней желтой хроники, он делает ее почти мифологическим персонажем. Женщиной с большой буквы. Интересно, что Шостакович писал оперу совсем молодым, и мы, разбирая с солистами партии, удивлялись - насколько этот молодой человек тонко понимает женскую и мужскую психологию, как он тонко плетет кружева взаимоотношений. Это и триллер, и психологическая драма, там есть и фарс, и гротеск, и лирика, а финальная картина - это эпос, внезапно возникающий в лирической камерной опере. Это сложнейшее произведение, над которым безумно интересно работать».

 

 

19

Последние статьи

21 мая
20 мая
19 мая
16 мая

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1