Проблема

Мошенники добрались до SIM-карт и интернет-кошельков граждан

В России появился новый вид мошенничества, связанный с доступом к банковским счетам через незаконно полученные дубликаты SIM-карт. При этом большинству пострадавших не удается вернуть деньги даже через суд. В Самаре и Тольятти в сети аферистов попалось несколько человек.

Преступление по доверенности

 «В октябре 2014 года моя SIM-карта вдруг перестала ловить сеть, - рассказывает самарчанка Анна А. - Так продолжалось весь вечер, на следующий день я пришла в офис «МегаФона», и там мне сказали, что мой номер в сети, все в порядке. Но поскольку телефон не работал, мне выдали новую SIM-карту. Как только я вставила ее в телефон, пришло SMS, что мой остаток по банковской карте - 400 тысяч рублей. Оказалось, что кто-то закрыл мой банковский счет, на котором было 500 с небольшим тысяч, и перевел все деньги на мою банковскую карту. Оттуда их пытались снять, но у меня установлено ограничение: в сутки я могу переводить не более 100 тысяч на другую карту и 10 тысяч на интернет-кошельки. В итоге воры смогли украсть 99 тысяч и еще 10 тысяч рублей».

Анна обратилась в полицию, в Сбербанк и «МегаФон», но помочь ей вернуть средства никто не смог. Следователи выяснили, что деньги были сняты в банкомате в Москве, и передали дело в столицу. Анне пришло уведомление, что возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество», после чего с ней никто больше не связывался.

В Сбербанке девушке дали выписку по счету, из которой видно, как и куда переводили деньги, так их удалось отследить до Москвы. В «МегаФоне» тоже предоставили выписку, на которой отобразились операции, которые, скорее всего, помогли перевести часть денег на интернет-кошелек. Какие суммы и куда ушли - по распечатке неясно: сотовый оператор заявил, что текст самих сообщений предоставить не может.

Следователи установили: в тот вечер, когда у Анны вдруг прекратила работать SIM-карта, в офис «МегаФона» пришел некий мужчина, чтобы восстановить якобы утраченную SIM-карту. При этом у мошенника была нотариально заверенная доверенность от владелицы SIM-карты, на основании которой сотрудница компании выдала ему новую симку. Старая автоматически заблокировалась. Далее преступник, используя телефонный номер Анны, сумел войти в ее личный кабинет в «Сбербанке Онлайн» и получил доступ к ее деньгам.

Впоследствии стражи порядка выяснили: нотариальная доверенность была поддельной, там не совпадали даты и паспортные данные доверителя. Но сотрудница не обратила на это внимания и выдала SIM-карту даже без письменного заявления от абонента.

Суд отказал

Анна обратилась в суд с исковым заявлением о возврате похищенных денег. Ответчиками она попыталась привлечь «МегаФон» и Сбербанк, так как совершению преступления, по ее мнению, способствовали некомпетентность сотрудника сотового оператора и недостаточная защищенность счетов в банке.

Однако суд Анне отказал, отметив, что ущерб ей причинен третьими лицами, которые и должны нести за это ответственность, а банк и сотовый оператор действовали в рамках имеющихся договоров о предоставлении услуг.

Несколько аналогичных исков, которые рассматривались в судах Самары и Тольятти, заканчивались тем же исходом.

«На самом деле обращения клиентов по подобным вопросам единичны, - говорит директор по связям с общественностью Поволжского филиала ПАО «МегаФон» Елена Харитонова. - Что касается услуги по замене SIM-карты, то тут компания не вправе отказать клиенту в обслуживании через его представителя с доверенностью. Однако обслуживание абонентов в салонах ведут специалисты дилерских компаний, и именно они должны нести ответственность за своих сотрудников. Мы приняли дополнительные меры предосторожности, и с начала 2016 года на федеральном уровне наша компания начала оперативное взаимодействие со Сбербанком: теперь при замене абонентом SIM-карты оператор предоставляет сведения об этом банку, который отключает финансовые услуги такого номера».

В Сбербанке заверили: их специалисты в силах обеспечить необходимый уровень безопасности, и на любые ухищрения мошенников реагируют так быстро, как только возможно. «Безопасность наших систем постоянно совершенствуется с учетом актуальных рисков и угроз, однако любые способы защиты не сработают, если не соблюдаются правила безопасности и персональные данные попадают в руки мошенников, - рассказали в Сбербанке. - Первое правило - быть бдительным, контролировать нераспространение персональных данных по банковским счетам, пин- и CVV-кодов. Быть внимательным - не оставлять свой телефон без присмотра, чтобы исключить несанкционированное использование мобильных банковских услуг. При малейшем подозрении на мошенничество необходимо незамедлительно обратиться в банк для блокировки счетов и отключения услуг в дистанционных каналах. С подробными правилами безопасного использования дистанционных банковских сервисов можно ознакомиться на нашем официальном сайте».

Расследование может затянуться

Интересно, что в ГУ МВД России по Самарской области о жертвах подобного мошенничества пока не знают. В ответ на запрос «ВК» полиция сообщила, что фактов мошеннической деятельности по указанной схеме на территории региона не зафиксировано.

Между тем в Новосибирской области жертвами таких же мошенников стали академик Николай Ляхов и сотрудник горсовета Бердска Виталий Шапран. Они оба были абонентами «МТС», и похищенные деньги им уже вернули. Правда, личности преступников так и не установили.

«Вполне возможно, в итоге выяснится, что действует целая межрегиональная преступная группа. Тогда все дела будут объединены в одно, и расследование перейдет в Главное следственное управление МВД РФ, - отметил следователь СО отдела МВД РФ по Хорошевскому району Москвы Н.Е. Тесленко, в чьем отделе расследуют дело о хищении денег самарчанки Анны А. - Пока личности подозреваемых не установлены, мы отрабатываем различные версии, в том числе о причастности сотрудников банка и сотового оператора к совершению преступления. Но на моей памяти не было еще случая, чтобы подобный факт подтвердился. Можно также попытаться выйти на мошенников через биллинги и детализации либо ждать, когда кто-то из них сглупит и «засветит» настоящий паспорт. Потому что, как правило, предъявляют они поддельные документы».

В полиции признают: расследование таких дел может затянуться, так что потерпевшим придется набраться терпения. Требовать возмещения убытков они смогут через суд с преступников. При условии, конечно, что их удастся поймать.

 

В Сбербанке заверили: их специалисты в силах обеспечить необходимый уровень безопасности, и на любые ухищрения мошенников реагируют так быстро, как только возможно.

266

Последние статьи

27 мая
26 мая
25 мая

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3