Театр

О волках и людях в новом спектакле «Дилижанса»

В тольяттинском театре «Дилижанс» состоялась премьера спектакля «Плаха» по роману Чингиза Айтматова в постановке Екатерины Зубаревой

Сложно представить, как внушительных размеров роман Айтматова можно вместить в часовой спектакль. Несколько судеб, человеческих и волчья, которые переплетаются между собой. Смена времен года, случайные встречи человека и дикого зверя, заканчивающиеся всегда трагедией, и многое другое.

Авторы Екатерина и Петр Зубаревы главными героями своего спектакля сделали не Авдия и не пастуха Бостона из второй части романа, а синеглазую волчицу по имени Акбара и ее волка - не столь умного, как она, но смелого - Ташчайнара. Люди же представлены скорее схематично, а порой и вовсе - в прорезе декорации, словно через узкие глаза волков мы видим только ноги или руки человеческих существ.

 

История превратилась в притчу, или легенду, рассказанную старым акыном. Так, во всяком случае, воспринимается зрительным залом. И это близко к истине. Авторы долго искали форму для своего будущего спектакля и, изучив традиции Киргизии, остановили внимание на сказителях национального эпоса - манасчы. У каждого рассказчика своя особая манера исполнения, свой артистизм, истории древних героев манасчы пропевают.

Петр Зубарев переложил прозу Айтматова на язык поэзии, и текст зазвучал словно шаманское заклинание, ритмично, немного монотонно и завораживающие. В спектакле нет фонограммы, только живой звук аутентичных инструментов: барабан, бубен, курай, варган… Каждый из актеров по очереди пропевает, проигрывает свой фрагмент, каждый из актеров - и сказитель, и охотник, и один из волков. Только Петр и Екатерина на протяжении всего спектакля – главные герои. Текст прозаический звучит лишь несколько раз в диалогах людей и в финале – когда Акбара молится на луну, своему волчьему богу.

Как и в предыдущем спектакле Екатерины Зубаревой, здесь огромную роль играет пластика. Облачившись в одежды, напоминающие этнические - с меховой оторочкой, бахромой, кистями, актеры исполняют ритуальный танец, перевоплощаясь в волков. И, возможно, спектакль должен был произвести впечатление магическое, однако этого не происходит. Сложно сказать почему. Актеры и танцуют, и поют, играют на музыкальных инструментах и проживают жизни своих героев, но скорее всего выбранная форма, столь удачная для национального эпоса, с его условными персонажами и размахом, не уживается, не принимает в себя личную драму, переживания и психологизм, пусть даже и волчий.

30

Последние статьи

30 мая
29 мая
28 мая
27 мая
26 мая
25 мая
22 мая

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1