Кино

Вспоминая съемки фильма «Жизнь и судьба»

.В ЦРК «Художественный» прошла встреча с участниками съемок фильма «Жизнь и судьба». Этим вечером, прошедшим 7 октября, открылся шестой сезон клуба любителей кинематографа и медиаискусств «Треугольник».

Ведущий вечера, филолог и краевед Михаил Перепелкин построил разговор так, что в Большом зале «Художественного» на эти два часа была воссоздана атмосфера съемок фильма в нашем городе в марте 2011-го и атмосфера жизни в Куйбышеве, ставшей в годы войны запасной столицей. Именно здесь происходила часть действия романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» и его экранизации, сделанной Сергеем Урсуляком.

Отрывки из воспоминаний людей, живших в 1942-1943 годах в Куйбышеве, перемежались рассказом о судьбе романа и его автора. В советское время роман «Жизнь и судьба» был запрещен, а главный идеолог CCCР Суслов пообещал автору, что его книга увидит свет не раньше, чем через 200-300 лет. Были показаны фрагменты фильма, где зрители могли увидеть преображенные кинематографистами улицу Ленинскую (там снимался эпизод с очередью за хлебом), филармонию и другие места Самары, связанные со съемками. Видеофрагменты, в свою очередь, сменялись беседой с людьми, которым довелось сыграть в фильме. Среди них был например, один из любимых самарской публикой актеров, артист «СамАрта» Игорь Данюшин. Съемки фрагмента с его участием проходили в коммуналке дома на улице Льва Толстого, 83, где с военных времен практически ничего не изменилось. Данюшин, как он сам говорит, сыграл «противного дядьку», который «подкалывает» свою соседку-немку. В одном из эпизодов на его плече сидит черный кот. Как оказалось, у этого кота на съемках был предшественник, которого привели аж из Москвы. Но так как съемки проходили в марте, у кота, привезенного в Самару, тут же взыграла кровь, и он удрал. Пришлось заменить его самарским, вспоминает артист. Гости встречи рассказывали, что режиссер создал удивительно доброжелательную обстановку на съемочной площадке, и в то же время он требовал от съемочной группы правдивости и точности даже в деталях. Так, актер Самарского театра драмы Юрий Машкин вспоминает: «Я в кадре был три секунды, но режиссер потребовал: гример должен сделать так, чтобы у моего персонажа как у настоящего работяги была видна чернота под ногтями. Конечно, актеры как люди из другого поколения, не были свидетелями событий, описываемых в романе. Но детские воспоминания некоторых из них были связаны с эхом войны. Так, Юрий Машкин вспомнил, как его отец, фронтовик, не отказал в хлебе пленному немцу, постучавшемуся в его дверь.

Для участника массовки, руководителя самарской школы кино и анимации Алены Федотовой, сыгравшей медсестру, съемки запомнились еще и потому, что ей удалось подружиться с Сергеем Урсуляком и его женой, исполнительницей одной из главных ролей Ликой Нифонтовой. Московские гости приехали в эту школу к самарским ребятам и дали там мастер-класс. А вот что вспоминает Татьяна Старостина, директор самарского детсада на улице Фрунзе, 57 (это здание, представляющее из себя старинный особняк с мраморными лестницами, тоже стало одним из мест съемок): «Киношники много чего натворили у нас за это время – содрали обои в моем кабинете, повесили огромный портрет Сталина. Но все равно, конечно, всем нам был интересен съемочный процесс. Одна из нянечек подошла к режиссеру с книгой Гроссмана – «Подпишите, пожалуйста». Что он мог написать? Это же не его книга. Подумал немного и на титульном листе, где имя автора, написал «Прости. Сергей Урсуляк».

33

Последние статьи

09 апреля
07 апреля
06 апреля
03 апреля

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1