История

Куйбышевские моторы генерал-майора Жезлова

-

В одном из корпусов ПАО «Кузнецов» на Заводском шоссе установлена мемориальная доска Герою Социалистического труда Михаилу Сергеевичу Жезлову. Под его руководством в 1941 году была проведена эвакуация завода им. Фрунзе из Москвы в Куйбышев. Накануне Парада Памяти, мы вспоминаем этого человека, ковавшего Оружие Победы

На фронтах гражданской войны

Михаил Сергеевич Жезлов родился 6 октября 1898 года в семье рабочего-столяра речной пристани в станице Верхне-Чирской на границе Саратовской губернии и области войска Донского. Когда мальчику исполнилось шесть, его отец скончался, и семья переехала в Харьков, где Михаил начал учиться в городском начальном училище школе и посещать ремесленные курсы. В четырнадцать лет он пошел работать на харьковский завод сельскохозяйственных машин и оборудования «Гольферск-саде», а затем перешел на эвакуированный из Риги в 1915 году электромеханический завод «ВЭК».

 В октябре-ноябре 1917 года под руководством большевиков состоялись стачки на многих харьковский предприятиях, и 19-летний слесарь Жезлов принял в них участие. А в декабре он вступает в ряды Красной Гвардии и едет воевать в Донбасс. Провоевав чуть более месяца, он вступает в РКП(б). «Товарищи оказали мне доверие, и я стал большевиком», - вспоминал Жезлов. Вскоре кавалерист Жезлов принял участие в одном из самых знаменитых походов гражданской войны - из Луганска в Царицын. Говорят, своего коня он за буйный нрав назвал Махно. После царицынского похода Жезлов воевал на Южном, Уральском и Кавказском фронтах. 

 Директор авиамоторного

 Демобилизовавшись из РККА в 1923 году, Жезлов приехал в Киев, где начал работать в окружном суде. Через год Михаил Сергеевич переезжает в Москву и устраивается на фабрику «Освобожденный труд». Он много занимается партийной работой, его замечают наверху и через два года избирают секретарем комитета ВКП(б) авиамоторного завода №24. На ставшем для него впоследствии родным предприятии он проработал до 1928 года, а затем перешел в Бауманский райком партии. В стране полным ходом шла индустриализация, и новым заводам были необходимы командиры производства. Опытных партийцев стали направлять учиться в Промышленную академию. В 1930 году слушателем «кузнецы красных директоров» становится и Жезлов. После окончания академии в 1935 году его возвращают на завод №24 в должности главного механика, а вскоре переводят директором московского агрегатного завода №32. Но окончательно расстаться с авиамоторным заводом ему не удалось.

«Январь 1941 года - сложное для завода №24 время. На предприятии шла серийная сборка авиамоторов АМ-35(А) и с большими трудностями разворачивалось производство АМ-38 разработки ОКБ-24 под руководством А.А. Микулина. В это время М.С. Жезлов и был назначен директором. Он начал большую реорганизацию завода, структурную и техническую. Были созданы отделы реконструкции и технической подготовки. Проводились большие работы по обновлению станочного парка литейных цехов, кузнечно-прессового оборудования, испытательной станции», - пишет начальник центра истории и техники ОАО «Кузнецов» Н.Н. Аладьева.

 Моторы для фронта

 Каждый месяц наращивался выпуск моторов. Но на митинге 22 июня 1941 года было заявлено, что нужно работать еще лучше. Слова не разошлись с делом. К началу июля было подготовлено государственное испытание уже запущенного в производство двигателя АМ-38, а за первые два месяца войны в полтора раза увеличили выпуск моторов. 20 августа 1941 года завод был награжден орденом Ленина, этой же награды был удостоен и директор Жезлов. Враг приближался к столице, и ГКО принимает решение эвакуировать предприятие на Среднюю Волгу. Последний эшелон с заводчанами ушел в Куйбышев 27 ноября, а уже 25 декабря на испытательной станции заработал первый куйбышевский АМ-38.

В 1943 году на запущенном в сборочном цехе конвейере собиралось по 50 моторов в сутки. «Изделия завода №24 на грузовиках и подводах перевозились к соседям, на самолетостроительные заводы №1 и №18. Моторы устанавливались на штурмовики Ил-2. Заводские летчики их испытывали и передавали военным на фронт», - рассказывают историки завода.

В Куйбышеве за годы войны были произведено почти 40 тысяч штурмовиков Ил-2 и Ил-10. По словам фрунзенцев, на каждом самолете был установлен двигатель, произведенный заводом №24. Не забывал директор и о быте заводчан. По воспоминаниям ветеранов, он сумел наладить связь с колхозами, и работники предприятия смогли получать дополнительные продукты. Заводчанам за рекой Самаркой также выделялась земля под огороды, где они выращивали картошку и овощи.

А еще именно генерал-майор Жезлов был одним из организаторов объединенной футбольный команды авиационных предприятий, которая впоследствии получила название «Крылья Советов». «Михаил Сергеевич изыскал фонды, и мы смогли одеться в приличную спортивную форму», - вспоминал бывший председатель Куйбышевского горисполкома и вратарь «КС» А.А. Росовский.

«Летом победного 1945 года за большой вклад в дело разгрома немецко-фашистских захватчиков завод был награжден орденом Красного Знамени. Большой группе работников были вручены ордена и медали. Генерал-майору Жезлову присвоили звание Героя Социалистического Труда. В июне 1946 года фрунзенцам на вечное хранение передали Красное Знамя Государственного комитета обороны, которое в годы войны заводом удерживалось в течение двадцати трех месяцев», - рассказывает Н.Н. Аладьева.

 Сохранил опытный коллектив

М.С. Жезлов продолжал руководить заводом и после Победы. Как говорят ветераны, во многом благодаря его усилиям удалось сохранить сплоченный заводской коллектив, и многие ценные специалисты остались в Куйбышеве. В Кировском районе было развернуто активное строительство жилья и обустройство жилых кварталов. Часть домов в районе улиц Победы и Воронежской даже получили неофициальное название «Жезловский поселок». Работники авиационных предприятий на совместном воскреснике недалеко от нынешней площади им. Кирова заложили скверы.

«Только в 1949 году на территории завода, в его зонах отдыха, детских учреждениях было высажено более двадцати тысяч деревьев и кустарников, двести тысяч цветов восьмидесяти сортов», - рассказали «ВК» в центре истории и техники ОАО «Кузнецов».

Жезлов приглашал ведущих артистов куйбышевских театров на Безымянку. Например, выступать перед заводчанами приезжали Г.А. Шебуев и З.К. Чекмасова. Директор моторостроительного продолжал помогать и «Крыльям Советов». Ветераны куйбышевского футбола рассказывали, что дополнительные продукты во время проведения сборов весной 1947 года выделил именно Жезлов.

Фрунзенцы строили детские сады, дома отдыха и заложили фундамент клуба «Мир». Михаил Сергеевич добился, чтобы в жилом районе завода появился колхозный рынок. Он встретился с начальником тыла Вооруженных сил СССР генералом А.В. Хрулевым, и тот выделил из трофейного фонда несколько разборных авиационных ангаров. В 1947 году базар на улице Калинина начал работу. Безымянский рынок существует и в настоящее время.

М.С. Жезлов вместе с директорами других безымянских заводов внес свою лепту и в развитие городского транспорта. Еще в конце войны трамвайная линия Полевая - УОС (проходила по нынешним улицам Краснодонской и Победы) была продлена до Юнгородка. На Безымянку из центра города стали ходить дополнительные рейсовые автобусы и трамваи, причем их работу финансировал Наркомат авиационной промышленности.

Реактивный двигатель

«В первые послевоенные годы заводом, совместно с ОКБ-24, которое возглавлял Михаил Романович Флиский, были созданы и начался серийный выпуск мощных современных авиамоторов АМ-43,М-45,М-47. Но опыт войны показал, что эпоха поршневых моторов заканчивается. Нужны были высокоскоросные самолеты и их большая маневренность. Уже в конце войны появились реактивные самолеты с турбореактивными двигателями. В мае 1949 года завод начал осваивать реактивный двигатель ВК-1. Началась новая полная реконструкция завода, разработка и освоение новых технологий, новых сплавов и материалов», - пишет газета «Время моторов».

В начале 1950 года М.С. Жезлова переводят на работу в Москву. В течение восьми лет он трудится на руководящих должностях на заводе №134 и в КБ Сухого. В 1958 году переходит на преподавательскую работу в Московский авиационный институт. Скончался Михаил Сергеевич 11 сентября 1960 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Генерал-майор Жезлов был одним из организаторов объединенной футбольный команды авиационных предприятий, которая впоследствии получила название «Крылья Советов»

147

Последние статьи

16 августа
15 августа
14 августа
13 августа
12 августа
09 августа
08 августа
07 августа

Архив Губерния

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2