книга

Самара молодости нашей

Написано продолжение «Записок бывшего стиляги»

Первая часть книги Владимира Лебедева вышла пять лет назад. Продолжение «Записок» посвящено музыкальной и журналистской жизни Самары 40-60-х годов прошлого века. Это воспоминания и зарисовки, сделанные представителем поколения самарцев, чья юность пришлась на послевоенные годы.

Владимир Маркович по образованию инженер, а джазовая музыка и журналистика – две страсти, которые сопровождали Лебедева всю жизнь. Работая инженером, он успевал и сотрудничать с газетой «Волжский комсомолец», и играть джаз на площадках города. Среди героев книги, подготовленной автором, - такие знаковые для Самары фигуры, как династия джазовых музыкантов Голубевых, «дедушка самарского джаза», руководивший несколькими оркестрами, Григорий Галочкин, поэт и режиссер Борис Свойский.
Как журналисту, Лебедеву приходилось участвовать в рейдах, как он сам говорит, «легкой кавалерии» и обличать увиденные недостатки. В те времена редкий номер «Волжского комсомольца» выходил без карикатуры на стилягу. И вот однажды, будучи корреспондентом, он увидел, как велась борьба с этим «чуждым явлением». Комсомольские вожаки отловили нескольких стиляг, затащили их в штаб и, пользуясь силовым преимуществом, стали откровенно издеваться над ребятами: распарывали им по швам узкие брючины, срезали длиннющие яркие галстуки, выстригали прически. А пытавшихся сопротивляться избивали. Увидев такое, Владимир Лебедев написал фельетон, в котором обличал не стиляг, а «борцов» с ними. Разумеется, у такого текста не было шансов появиться в печати. Его «зарубил» заместитель редактора газеты Егоров по кличке Сталинит.
Кстати, все стиляги были поклонниками джаза, да и сам Лебедев был из племени стиляг, о чем говорит и подзаголовок его книги «Самара молодости нашей». Стиляги, запоем читавшие Хемингуэя, Ремарка и Вознесенского, как считает автор, своим имиджем и поведением пытались выразить протест против серости, усредненности и покорности. Создать внешний образ стиляги было несложно. В Самаре, вспоминает Лебедев, было много портных, быстро и недорого превращавших мешкообразные штаны, выпускаемые отечественной промышленностью, в элегантные модные брючки. Нашлись и сапожники, ловко пристраивавшие рифленую подошву к любым «шузам». А на самарских толкучках появились чудо-галстуки самопального, а иногда и фирменного производства (система фарцовки уже начала действовать).
В книге много веселых и грустных историй, которыми была полна жизнь людей того круга и той эпохи. Это история поколения, увиденная неравнодушными глазами. Пожалуй, из таких записок, а не из скучных страниц учебников можно получить подлинное представление о времени с его радостями и печалями, глупостями и причудами.
«Лебедев рассказал нам о Самаре 40-50-х годов так, как о ней еще никто не рассказывал, - считает известный краевед Александр Завальный. - Я помню город 60-х. Он еще кое-что сохранил от послевоенной поры. И «Брод» – Куйбышевская, и «Три вяза», и «Струкачи», и молодежные тусовки – все это прошло через наше поколение, оставив в сердцах и душах неизгладимый след. Книга Лебедева помогает осознать, что любой опыт поколений осознанно или нет передается потомкам, и те, зачастую не подозревая, несут в своих генах восторг, страдания, надежды своих бабушек и прадедушек».

42

Последние статьи

19 августа
16 августа
15 августа
14 августа
12 августа
09 августа

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1