персона

Аналитик «плебейской культуры»

Поэт Сергей Лейбград считает футбол частью современного искусства
Любовь к спорту номер один Сергей Лейбград унаследовал от отца
Любовь к спорту номер один Сергей Лейбград унаследовал от отца

Имя этого человека прекрасно известно большинству образованных самарцев. Как и его оригинальная и неоднозначная роль в культурной жизни губернии. Поэт, общественный деятель, спортивный журналист… Так кто же он: «блестящий дилетант», занимающийся всем подряд и ничем всерьез, или ироничный поборник идей Ренессанса, волею судьбы и собственного желания примеривший на себя одновременно сразу несколько публичных личин?

На известном литературном сайте litkarta.ru общественный статус Сергея Лейбграда обозначен лаконично, но одновременно и с некоторой долей романтики – поэт и литературтрегер. С первым термином все понятно, но что по-русски означает вторая часть этого словосочетания? Сразу же возникают вопросы.
«С литературтрегером (ударение на предпоследний слог) все просто, - объясняет сам Сергей, сидя в накуренном донельзя кабинете, буквально увешанном плакатами, вымпелами и флагами с символикой «Крыльев Советов». – Это означает - общественный деятель в сфере литературы. Еще проще – организатор фестивалей, различных семинаров, совещаний, акций, перформансов, всевозможных литературных проектов. Короче говоря, деятель, занимающийся строительством в контексте литературы».
Этим строительством Сергей Моисеевич занялся достаточно давно. Без малого тридцать лет он организует городские, областные, всероссийские, международные литературные симпозиумы и фестивали, среди которых особо выделяются вышедшие на общегосударственный уровень тольяттинские литературно-театральные «Майские чтения», давшие современному российскому искусству братьев Дурненковых и Вадима Леванова. Двадцать лет назад они были придуманы именно Лейбградом совместно с известным меценатом Владимиром Дорогановым. В сферу его ответственности, прежде всего как профессионального поэта, входит выстраивание стратегии фестивалей, разработка программы, приглашение гостей и так далее. Что касается самарских постмодернистских проектов, то гремевшие еще несколько лет назад международные «Европейские дни в Самаре», «Пушкин после Пушкина», «Театр как текст» сейчас, к сожалению, канули в лету.
Вообще о ситуации вокруг поэтических мероприятий в областной столице Сергей Лейбград говорит преимущественно в прошедшем времени: «У меня стойкое ощущение, что в Самаре сейчас это никому не нужно. Когда-то я приглашал сюда известнейших деятелей не только поэзии, но и искусства вообще. В Самару приезжал со своим ансамблем замечательный композитор Алексей Айги (автор музыки к фильму «Страна глухих». - Прим. ред.). Были у нас Всеволод Некрасов, Лев Рубинштейн, Дмитрий Пригов, Михаил Айзенберг… Можно долго перечислять. Это все было востребовано. Мы собирали по 500-600 человек. Зал Дома актера был переполнен… Я, конечно, понимаю, что в наши дни это, возможно, жизненно необходимо пяти-шести неравнодушным людям. Но на мой субъективный взгляд, какого-то брожения, творческой потребности в интеллигентских кругах на этот счет сейчас в нашем городе отнюдь не наблюдается. Да и продвигать это никто не хочет».
В некоторой степени поняв бесполезность своих попыток приучить самарцев к миру современной рифмы и нового поэтического стиля, Сергей Лейбград увлекся общественной деятельностью и даже политикой. Принимал участие в различных экологических мероприятиях и акциях, редактировал журналы и вел авторскую программу «Впрочем» на одном из областных телеканалов.
«Вы ведь понимаете, что был и есть такой персонаж – Сергей Лейбград, - говорит на этот счет сам Сергей Моисеевич. – И помимо того, что он поэт, литератор, культуролог, у него есть еще и некий общественный темперамент. Ему хотелось создать утопический (а как иначе!) культурный, политический, игровой центр именно здесь, никуда отсюда не уезжая. У меня была такая иллюзорная мечта – сделать Самару особым центром современного искусства. Есть люди талантливые – фотохудожник Сергей Осьмачкин, преподаватели европейского уровня Ирина Саморукова, Татьяна Казарина, Николай Рымарь, Валерий Бондаренко, несколько замечательных поэтов. Словом, такой круг есть. И мы могли стать неким экспертным сообществом в общественной и культурной жизни не только города, но и страны в целом. Так, в течение почти четырех лет, вплоть до дефолта 1998 года, я издавал и редактировал в Самаре вестник современного искусства «Цирк «Олимп», где печатались авторы со всего мира».
И всё-таки, судя по всему, утопия так и осталась утопией. То ли сам Сергей Лейбград не сумел четко разработать культурно-общественный «план Барбаросса», то ли детская любовь пересилила… С детства он грезил футболом. А поскольку и папа когда-то был врачом, напрямую связанным с футбольными баталиями, и Сергей все свое детство провел на скамеечке запасных самарской команды, подавая цветы приезжим звездам, и даже тогдашние футбольные кумиры города знали в лицо маленького Сережку, решил он воскресить детскую любовь. Правда, уже на другом, профессиональном журналистском уровне.
С 2006 года Сергей Лейбград – автор и ведущий единственной в Самаре интерактивной футбольной программы - ток-шоу «Южная трибуна», которая выходит на областном телеканале «РИО». Программы, которая, помимо «голов», «замен» и «секунд», рассматривает футбол не только как собственно спортивную составляющую, но и как некий срез «карнавальной культуры».
«Футболом я был «контужен» действительно с детства, - вспоминает Сергей Лейбград. – Более того, и Бориса Казакова, и Анатолия Фетисова, и других наших тогдашних звезд я видел постоянно». Сейчас Сергей оценивает футбол как дикую, плебейскую (в хорошем смысле этого слова) культуру. И он интеллектуал, постмодернист, поэт видит в этой карнавальной, объединившей весь мир идее именно культуру, заменившую карнавальные игрища и древние бои гладиаторов, собиравшие полные трибуны римских «колизеев». Интересно, что и Владимир Набоков, и Николай Заболоцкий, и Альбер Камю, и Жак Деррида когда-то думали так же.  Мечтали быть футболистами и воспринимали это всенародно любимое явление примерно под тем же «соусом».
Помимо тематической аналитической программы, Лейбград является автором концепции и одним из основателей единственного в России Музея футбола, который существует в Самаре на Волжском проспекте. И вкладывает в его развитие никак не меньше творческих сил, чем в другие собственные проекты… Однако за время беседы все же не раз сознается, что главная его идея как человека творческого – это создание полноценного Центра современного искусства, который смог бы реально, а не на словах хотя бы немного приблизить наш город к статусу мировых культурных столиц...
Так кто же он – Сергей Лейбград? И у любителей поэзии, и у фанатов футбола, и у общественников взгляды, уверен, отличаются как пятистопный ямб от одиннадцатиметрового удара. А впрочем…   
Справка
Сергей Лейбград — автор двенадцати книг стихотворений и эссе. Лауреат Фестиваля русской поэзии в Германии (1990) и фестиваля «Культурные герои XXI века» (1999), участник Всемирного конгресса русской прессы в Нью-Йорке и Европейской академии поэзии в Хельсинки (2000), Первого международного фестиваля поэзии в Москве (2001), семинаров поэтов стран Балтии «НордВест» в России, Швеции, Финляндии, Эстонии и Литве (1996—2004) и фестиваля современной российской поэзии «ГолосА» (2008, 2009). Публиковал стихотворения и эссе в журналах и альманахах «Дружба народов», «Пушкин», «Русский журнал», «Новое литературное обозрение», «Остров», «Воздух», «Дирижабль», «Дети РА», «День поэзии», «Золотой век», «Час культуры», «Послания», «Перформанс» и др. Тексты Лейбграда включены в антологии «Нестоличная литература», «Америка глазами русских писателей», «Времена и пространства: русская поэзия XX века», переведены на английский, немецкий, французский, польский, финский, шведский, латышский, литовский и эстонский языки. В 2003 году по итогам опроса, проведенного редакцией журнала «Босс» и самарским отделением Союза журналистов России, Сергей Лейбград был признан «Звездой Самарской губернии» в номинации «Поэзия».
Член Московского отделения Союза литераторов России. Член Союза журналистов России.

12

Последние статьи

18 июля
17 июля
16 июля
15 июля
12 июля
11 июля
10 июля

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1