Инициатива

«Еда – это способ коммуникации»

Однажды увлекающийся кулинарией бизнес-коуч Александрина Стрельченя спасла от забытья акцию Ресторанный день в Самаре. Да так удачно, что заняла место лидера локальной кулинарной революции. Очередной Ресторанный день под ее началом состоялся 16 августа в Музее модерна, а уже 22 и 23 августа Александрина делает «Городской маркет еды» в формате фестиваля в Арт-центре на Мичурина. В беседе с «ВК» она рассказала, как самарская купеческая жилка мешает повышению местной ресторанной культуры и что особенного в ярмарке авторской еды.

- Тебе Ресторанный день достался в чахлом состоянии. Как получилось, что теперь ты его делаешь регулярно?

- Впервые я участвовала в этой акции, когда она проходила в Доме Туризма, зимой. Потом не было ни вдохновения, ни времени. Но вдруг мои родственники перестали есть в тех объемах, в которых мне хотелось готовить, да еще брат принялся подначивать опробовать идеи на Ресторанном дне. Я стала готовиться и вдруг поняла, что акцию никто не собирается делать. Была там какая-то мутная история с девушкой-организатором, которая собрала деньги с участников и пропала... Мне же так хотелось чтобы все состоялось, что пришлось самой взяться. Я заразила всех вокруг энтузиазмом и тогда на Ресторанный день пришло около тысячи человек.

Но теперь я, можно сказать, ушла в оппозицию, потому что таким же душевным, как раньше, делать этот праздник уже не получается.

- Это почему?

- Мне очень нравится готовить, и я хочу, чтобы в городе становилось больше не сухих безыдейных клонированных точек питания, а действительно интересных мест. Акция Ресторанный день полностью отвечала этому намерению. Она и задумана была как своего рода протест — чтобы власти обратили внимание на людей, которые хотят развиваться в этой области, но порой не могут из-за бюрократических трудностей. Участники должны были готовить дома, выходить на улицы и угощать своей едой за, грубо говоря, чаевые. Организаторов вообще не должно было быть.

По факту ситуация с Ресторанным днем в Самаре, в Москве и Петербурге начала складываться таким образом, что всегда находится некий человек, готовый взять на себя ответственность, находит площадку, решает вопрос с электричеством, с юридическими аспектами. Площадка всех собой прикрывает - никакого протеста нет. А так как мероприятие прикольное, охват аудитории стал большой, то и участники решили, что это отличный повод пиариться и пытаться заработать.

- Но ведь в правилах Ресторанного дня прописано, что это акция для любителей.

- Да, но как только появилась большая проходимость, все смекнули, что это отличный повод навариться — им ведь даже не надо платить за аренду и электричество.

- Ты намерена это пресечь?

- Я пыталась еще в прошлый раз. Предложила лимитировать цены, установить верхнюю планку в 150 рублей (начиналось-то все с 20-30 либо добровольных пожертвований). Но когда увидела капкейки за 150, я предложила и здесь ввести ограничения. Все, конечно, начали возмущаться, кто-то не стал придерживаться этой ценовой политики... Я четко увидела, что люди ничему не учатся, привыкли приходить на все готовое, и даже за собой потом не приберут.

И маркет еды как-то изменит баланс?

– Надеюсь. Я стала искать нечто более соответствующее изначальному замыслу и познакомилась с московскими ребятами, делающими городской маркет еды. Мы очень быстро нашли общий язык, поскольку они сталкивались с точно такими же проблемами на Ресторанном дне. Их маркет — это площадка, которая помогает людям тестировать идеи. Ведь что делал Ресторанный день? Ты мог там угостить людей и посмотреть, что нравится из приготовленных тобой блюд, а что не нравится. Например, капкейки всем надоели, а ты придумал новый десерт, который идет на ура. Что дальше? Дальше можно попробовать себя на маркете. Это такая площадка, где раз в месяц начинающие гастропредприниматели пробуют свои силы. Там они учатся реально контактировать с аудиторией, вникают в подробности ресторанной математики, а мы больше регламентируем их в том, что касается санитарных норм, сертификатов на продукты, внешнего вида. То есть это уже для тех, кто намерен стать настоящим ресторатором.

Еще мы будем привлекать экспертов, которые прочитают лекции и проведут мастер-классы. «Кулинарная академия Элины Рубан» расскажет о мясе, «Смузишная» поведает о своем старт-апе, будет лекция о кофе, о шоколаде, об открытии ресторана в стиле «слоу фуд», а еще будет тренировка от «Школы идеального тела».

- А оригинальность идей на маркете еды учитывается? Или можно прийти шаурмой торговать?

- Есть определенный отбор, его не все проходят. Сейчас нам по силам взять только десять ресторанов-однодневок. Для каждого из них будут специальные одинаково оформленные павильончики, чтобы они не задумывались о всякой ерунде, которая не касается продукта.

- Вам помогает администрация города?

- Как минимум не мешает. Дело в том, что мы удачно вписываемся в такую тенденцию, как импортозамещение, поддержка продукции местных производителей. И хотим, чтобы люди перестали говорить: «О, я тут съездил в Питер - там столько классных мест! А у нас в Самаре скучно». Так что у нас с городской администрацией нормальные отношения.

- Как вы выбираете площадки для акций?

- В этот раз для Ресторанного дня рассматривали три. Plastilin, который принимал акцию раньше, уже не хочет пускать к себе бесплатно, потому что участники оставляют после себя слишком много мусора. В Jaw Pike похожая история — я и сама там с мамой помогала уборщицам, когда все разъехались. Договорились теперь с Музеем Модерна. У них тоже есть свои условия, но, надеюсь, все будет нормально.

- Как ты думаешь, почему для молодых людей вдруг настолько стала важна еда?

- Возможно, качество жизни начало повышаться и люди стали более серьезно задумываться о том, что попадает в их организм, отказываться от «пластиковой» еды. И необязательно тут речь идет о новой кухне. Например, есть среди постоянных участников Ресторанного дня Федор, который делает хорошие пельмени. Тренд в любом случае – качественные ингредиенты.

Кроме того, еда объединяет. Еда ради еды осталась в прошлом, сейчас она более актуальна как способ коммуникации. Мне, например, важно не столько самой поесть, сколько людей накормить, увидеть их реакцию, обсудить. Или готовить вместе. Кстати, если обратить внимание, то все городские развлечения обязательно связаны с едой. Куда бы ты ни пришел, ты закажешь себе что-то съедобное. Так что хорошее времяпрепровождение давно уже прочно ассоциируется с едой.

Мы удачно вписываемся в такую тенденцию, как импортозамещение, поддержка продукции местных производителей. И хотим, чтобы люди перестали говорить: «О, я тут съездил в Питер - там столько классных мест! А у нас в Самаре скучно».

Что такое Ресторанный день

Ресторанный день впервые состоялся в Хельсинки в 2011 году, но вскоре его начали проводить по всей Европе  и в России. Во время этого праздника, посвященного новым гастрономическим впечатлениям, любой желающий может открыть собственный однодневный ресторан. По замыслу акции, она должна оставаться свободной от коммерческих, политических либо религиозных намерений. Проводится один раз в три месяца.  Самара впервые присоединилась к участию в акции в августе 2013 года.

29

Последние статьи

20 августа
19 августа
16 августа
15 августа
14 августа
12 августа
09 августа

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6