Театр

«СамАрт» и другие наши

Самарские участники фестиваля и конкурса «Золотая маска»
Со спектаклем для камерной сцены «СамАрт» попал в самую многочисленную номинацию с самой обширной географией
Со спектаклем для камерной сцены «СамАрт» попал в самую многочисленную номинацию с самой обширной географией

В Москве вовсю идет фестиваль «Золотая маска». На следующей неделе в конкурсной программе участвует «СамАрт» - 4 и 5 апреля на Малой сцене МХТ им. Чехова сыграют «Фальшивый купон». Впрочем, самартовцы – главные, но не единственные самарские и околосамарские участники престижного театрального конкурса.

Третий заход
«СамАрт», обладатель двух «Золотых масок», выдвинут на самую престижную театральную премию России в третий раз. «Фальшивый купон» претендует на награды в четырех номинациях: «Лучший спектакль в драме/малая форма», «Лучшая работа режиссера» (Анатолий Праудин), «Лучшая работа художника» (Алексей Порай-Кошиц), «Лучшая работа художника по костюмам» (Ирина Цветкова).

«Фальшивый купон» поставил известный петербургский режиссер Анатолий Праудин по поздней повести Толстого. Один проступок — подделанный гимназистами купон — дает начало цепи страшных злодейств, доводит до смертоубийства, каторги и других малоприятных вещей, но в какой-то момент почти все (выжившие) персонажи вдруг обращаются к Богу, раскаиваются и начинают жить «правильной» жизнью. Порай-Кошиц оформил весь спектакль через одну метафору: поленья. «Фальшивый купон» сделан резко, через гротескную, точно найденную образность, неприличные частушки и цыганские песни, через лубочную стилизацию и намеренно вызываемый у зрителя смех. От актеров (все играют не по одной роли) режиссер добился сильных, тоже гротескно-заостренных работ.
И хотя спектакль сделан на очень высоком уровне, конкуренция на «Маске» настолько высока, что вероятность получить награду есть, но достижением можно считать уже саму номинацию. Тем более что Праудин ходит в числе режиссеров, много раз выдвигавшихся, но «Маски» ни разу не получавших. С другой стороны, «СамАрт» привык увозить с фестиваля награду за оформление спектаклей. Так что поживем – увидим (итоги фестиваля подведут 15 апреля).
Конкуренты
Со спектаклем для камерной сцены «СамАрт» попал в самую многочисленную номинацию с самой обширной географией. В разделе «драма/малая форма» не первый год так тесно – все сколько-нибудь фестивальное ставится у нас, как правило, на малой сцене. А вот такой географический разброс здесь бывает нечасто: в одной номинации с Московским театром под руководством Олега Табакова, Московским ТЮЗом, «Мастерской Фоменко», РАМТом оказались известные провинциальные театры («СамАрт», новосибирский «Глобус», воронежский «Камерный театр», екатеринбургский «Коляда-театр») и экзотичные для крупных фестивалей Хабаровский ТЮЗ и Драматический театр г. Прокопьевска.
На режиссерскую номинацию страшно взглянуть – Анатолий Праудин здесь в неплохой компании Петра Фоменко, Камы Гинкаса, Римаса Туминаса, Валерия Фокина, Евгения Марчелли, Адольфа Шапиро, Миндаугаса Карбаускиса и еще десятка режиссеров.
В списке номинированных за оформление драматических спектаклей художников кроме Порай-Кошица еще 13 фамилий также из первого ряда отечественной сценографии – тут и Сергей Бархин, и Александр Боровский, и Александр Шишкин.
Шапиро и «Новая пьеса»
Руководитель художественных программ «СамАрта» Адольф Шапиро, попадающий, кажется, с каждым своим спектаклем на «Золотую маску», в этом году номинирован с «Обрывом» (МХТ им. Чехова) в самой престижной категории – большая форма.
Второй год подряд во внеконкурсную программу «Золотой Маски» включен раздел «Новая пьеса», посвященный современной драматургии и театру. В этом году в круглом столе «Теория и практика новой драмы» вместе с доктором искусствоведения Татьяной Могилевской (Франция), московскими театроведами (Анна Степанова), критиками (Елена Ковальская, Кристина Матвиенко)  и филологами (Сергей Лавлинский, Ильмира Болотян) принимала участие и самарский филолог и театральный критик Татьяна Журчева. В рамках той же «Новой пьесы» в Москву привозили спектакль Лиепайского театра (Латвия) по пьесе самарского драматурга Германа Грекова «Ханана».
"Я считаю, что «Ханана»  в интерпретации Лиепайского театра - одна из лучших постановок моих произведений. Специфика пьесы такова, что действие может происходить где угодно, такие богом забытые места есть и у нас, и в любом другом государстве, поэтому на латвийскую почву материал лег хорошо. Это первый случай, когда на «Золотой маске» на большой сцене идет новодрамовская пьеса.  Спектакль оставил резонанс, о новой драме заговорили. Меня очень порадовало, как принимали «Ханану» зрители. Зал разделился – в кого-то «попало» очень сильно, а кто-то просто остался шокирован,  что замечательно, ведь драма и должна шокировать", - рассказывает сам Греков.
«Князь Игорь» и Светлова
В длинном списке номинантов еще много так или иначе связанных с Самарой имен. Уже отыграл «Князя Игоря» в постановке Юрия Александрова Музыкальный театр Ростова-на-Дону (делаем ставки – попадет ли на «Маску» следующего года самарский «Игорь»?).
В оперной номинации есть «Воццек» Дмитрия Чернякова (Большой театр), ныне известного музыкального режиссера, чью «Вестсайдскую историю» когда-то не заметили в Самаре. Среди актрис номинирована Анастасия Светлова (заглавная роль в «Екатерине Ивановне» Ярославского театра драмы) – самарцы еще не успели забыть ее Марию в «Звуках музыки», Наташу в «Униженных и оскорбленных» и другие роли на сцене нашей Драмы.
Художник Юрий Хариков, принесший «СамАрту» те самые две «Золотые маски», вошел в жюри музыкального театра. А главного претендента на награды в большой форме, потрясающий спектакль Римаса Туминаса «Дядя Ваня», просто видели в Самаре и еще долго будут вспоминать.
........................................................................
мини-интервью:

Вскрывать автора
Режиссер верит Льву Толстому
 

 

 

Анатолий Праудин, режиссер спектакля «Фальшивый купон»
- Вы сейчас чуть ли не каждый год номинируетесь на «Золотую маску» с петербургскими спектаклями – что для вас значит эта поездка с самарской постановкой?
- Это не совсем самарский проект, выдвинута копродукция «СамАрта» и Экспериментальной сцены театра «Балтийский дом». И во второй день на «Маске» обязательно сыграет кто-нибудь из Питера.
- Когда вы участвуете в конкурсе, вы оцениваете конкурентов, шансы?
- Мы, к сожалению, не можем составить конкуренцию претендентам на «Золотую маску», номинация для нас – потолок. Но полгода походить в номинантах  тоже приятно.
- У вас нет ни одной «Маски»?
- Нет, хотя я рекордсмен по номинациям – шесть раз, кажется, выдвигался. Пять раз участвовал и один раз отказался.
- Что так?
- Когда спектакль выпускали в Екатеринбурге, я пошел на компромисс, но к Москве нужно было сделать нормальное оформление. Дирекция не поняла.
- Ваш «Фальшивый купон» поставлен по поздней повести Толстого, и преображение, которое происходит с героями во втором акте, не может не смущать зрителя – слишком уж оно внезапное. Как вы сами к нему относитесь?
-  Это поздний Толстой, вы правильно заметили. Мы же исполнители, автор – Толстой. Мы должны максимально вскрывать автора при переводе на сценический язык. Смущает, не смущает – это уже дело пятнадцатое. Меня не смущает, я понимаю, что все смущение идет от нашей душевной коррозии. Я наоборот – радуюсь, что всех смущает. Это же мой порок. Если смущает – значит, так и надо делать.
- В чем коррозия? В том, что нам трудно поверить, что так бывает?
- Нам трудно вообще поверить. В такое чудесное превращение – тем паче. Но это наши проблемы, а не проблемы Толстого или спектакля.
- В «Фальшивом купоне» потрясающие актерские работы.
- Я не знаю. Мне кажется, что актеры работают на своем уровне, точно так же, как в других спектаклях. Что-то новое в них открыть не позволяет формат работы. У меня есть 6 недель, и я занимаюсь исключительно постановкой. Для русского театра это вжик, блиц. Просто играют актеры, которые могут выполнять задачи любого уровня.
..............................................
Татьяна Журчева, кандидат филологических наук, доцент СамГУ:
- Целью организаторов было, как говорилось в анонсе, «ввести в общий культурный обиход понятия и термины, выработанные в среде театроведов и литературоведов, развеять заблуждения практиков о новой драме, мешающие ее развитию, и попробовать дать прогнозы на будущее». Трудно было ожидать, что трехчасовой разговор поможет разобраться во всех проблемах, волновавших и волнующих его активных участников и довольно большую аудиторию участников пассивных, собравшихся, главным образом, послушать. Однако главное состоялось: были заданы правильные вопросы, были сформулированы многие проблемы. И было решено, что подобные круглые столы необходимо продолжать. Это, наверное, главный итог первой «многосторонней» встречи практиков и теоретиков современной драматургии и театра.
Сергей Соколов, директор театра «СамАрт»:
- Конкурс – это всегда неожиданность, никогда нельзя быть полностью уверенным в удаче. Но, конечно же, мы едем на «Золотую маску» с хорошим настроением, с верой в успех. Уже то, что «СамАрт» будет  соперничать с лучшими театрами России говорит о том, что мы находимся  в отличной творческой форме. Участие в фестивалях такого масштаба само по себе дает признание театрального сообщества, понимание того, что чего-то мы на данном этапе достигли, добились. Даже сама пьеса, с которой мы едем на «Маску», уже говорит об уровне театра — надо иметь смелость замахнуться на произведение такого гения,  как Лев Толстой. «Фальшивый купон» на театральной сцене практически не показывали, литературный материал  перерабатывала специально для нас замечательный драматург Наталья Скороход.



 

 

8

Последние статьи

15 сентября
14 сентября
13 сентября
12 сентября
11 сентября
09 сентября
08 сентября
07 сентября

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3