живопись

Поверить невыразимому

Галерея «Вавилон» отметила день рождения открытием яркой выставки

13 декабря самарская галерея отпраздновала свое девятилетие. В этот раз по случаю «почти юбилея» «Вавилон» познакомил гостей с работами члена Творческого союза художников России и Международной федерации художников Виктора Норкина. Выставка «Причудливым движениям поверьте…» включает объемные, многоплановые и удивительно красивые работы, объединенные сквозным персонажем и стремлением автора выразить невыразимое.

В день вернисажа помещение «Вавилона» преобразилось: по залу фланировали дамы в оригинальных платьях, карнавальных масках и господа в причудливых костюмах. Звучали популярные эстрадные мелодии в исполнении молодых людей с гитарой и флейтой. А со стен на публику смотрели яркие образы Виктора Норкина.
 Полные теплых тонов огромные работы художника стали главной составляющей праздничного пространства «Вавилона». Гости в изумлении надолго застывали возле картин. От работ Норкина действительно трудно оторваться. Гипнотический эффект отчасти можно объяснить сложной художественной техникой Норкина: из сотни деталей он создает на одном большом полотне множество микросюжетов, полных символических смыслов и объединенных композиционно, предлагая зрителю шаг за шагом решить головоломку. Ярким примером служит картина «Классическая езда на белой лошади». В центре работы пестро одетый всадник, который, проезжая по сказочному саду, застыл в созерцании луны, будто открыв для себя в этот миг какую-то тайну бытия. А вокруг центрального образа сгруппированы сюжеты, иллюстрирующие этапы взросления героя, которые предваряют главный в его жизни момент открытия - рождение, обучение в школе, возделывание сада и прочее.
 Соединение разных временных (прошлое, настоящее и будущее) и пространственных точек (небо, земля, вода) в одной работе роднит художественный мир Виктора Норкина с миром Данте. Для Норкина такой прием становится способом создания идеальной реальности с восстановленной связью времен и людей. Самодостаточным персонажам Виктора открыты все стихии, они легко перемещаются по небу, земле, суше и воде, общаются со сказочными существами, играют со звездами - словом, живут полной жизнью.
 Главным образом, объединяющим картины Виктора, стал он сам. Норкин не скрывает, что все его работы отражают именно его личность, разные ее состояния, поступки, переживания. Свое присутствие в каждой работе Виктор подчеркивает, ставя родинку на левой щеке героя. Такую же, как у самого художника. «Я в основном пишу про себя – единственного человека, которого знаю лучше всего, – рассказывает Норкин. – К тому же, о себе я могу написать честнее кого-либо. Все работы отражают личные ситуации и сюжеты из моей жизни. Иногда я называю картины дневниковыми записями». В таких «записях» Виктор средствами живописи выражает ощущения, которые трудно передать словами: хруст снега под ногами, беззаботность плавания по воде, легкую радость полета. За эту способность многие коллеги называют Норкина фантастическим художником, а направление, в котором он творит, и которое трудно подогнать под определенные стилистические рамки, – «вановским», в честь творческого псевдонима Виктора VAN.
 Выражать невыразимое и показывать фантастическое Норкин стремился всю жизнь. Любовь к изобразительному искусству заложена в нем чуть ли не на генетическом уровне: его дед и отец были художниками-самоучками, старший брат первым получил профессиональное художественное образование. И Виктор с детства писал большие работы. Мать отвела подающего надежды мальчика в художественную школу. Профессиональные навыки Норкин получил в художественном училище имени Савицкого на театрально-декорационном отделении. Потом была работа в Пензенском областном драматическом театре, служба в армии, преподавание в детской художественной школ. С 2007 года Норкин стал свободным художником, полностью посвятив себя любимому искусству и семье. У творчества Виктора нашлись поклонники в Швейцарии, Голландии, Италии, Швеции, где экспонировались его работы. Но особенно они близки немцам. Ценители живописи из Германии не пропускают ни одной выставки Норкина в Берлине и вообще считают Виктора культовой фигурой современного искусства.
 Важным моментом в судьбе художника стала встреча с артистом и драматургом Александром Лакманном. Их знакомство переросло в тесную дружбу и творческий союз. Александр не только пишет рецензии на творчество Виктора, но и подыскивает ему выставочные площадки, выступает куратором. Благодаря Лакманну, состоялась выставка и в «Вавилоне». Вместе с арт-директором галереи Аллой Шахматовой Александр превратил открытие экспозиции в настоящий праздник с карнавалом и розыгрышем призов. А завершением церемонии стал праздничный торт - своеобразное сладкое дополнение к картинам VANа. 
 
 Алла Шахматова, арт-директор галереи «Вавилон»:
 - На мой взгляд, творчество Виктора вписывается в направление романтического символизма. У Норкина свой язык, отличный от других художников. В своих работах Виктор раскрывается как маг и волшебник. Он как никто другой может своими картинами до неузнаваемости преобразить пространство галереи. На его работы хочется смотреть, они вызывают желание жить. Наша встреча и знакомство с Виктором состоялись благодаря товарищу Норкина, Александру Лакманну, который взялся курировать выставку и приехал к нам в гости поддержать своего друга.
 
 Александр Лакманн, артист Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, драматург, куратор выставки:
 - Я знаю Виктора давно. Еще когда я жил и учился в Пензе в педагогическом университете на факультете иностранных языков, я следил за творчеством Норкина. Но наше знакомство произошло несколько лет назад в мастерской. Его работы выделяются на фоне остальных пензенских художников. Творчество Норкина обращает на себя внимание намеренно упрощенной техникой, традициями классической школы и оригинальностью темы: Виктор не стесняется в своих работах говорить о себе. К тому же, он обладает редким для современных художников даром преображать своим творчеством окружающую обстановку.
 
 Светлана Норкина, супруга Виктора Норкина художник:
 - Виктор – оригинальный, неповторимый художник. Стилистическую принадлежность его работ определить очень сложно, и в современном искусстве трудно отыскать аналоги. Некоторые критики называют его полиграфистом, кто-то – примитивистом, с чем Виктор совершенно не согласен. Для меня в плане искусства он является авторитетом, и состязаться с ним мне как художнику бесполезно. У нас подрастают сын с дочкой, и они тоже занимаются живописью, мечтают стать художниками.

18

Последние статьи

все новости

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1