Весь мир - театр

Пишите пьесы!

Нужно сказать, что когда арт-директор фестиваля молодой драматургии «Любимовка» Елена Ковальская написала мне с предложением быть в этом году ридером (работа на чистом энтузиазме, «Любимовка» – независимый некоммерческий проект, но какая компания! – в числе отборщиков критик Кристина Матвиенко, сценарист Александр Родионов, драматург Вадим Леванов), - я еще не представляла, что меня ждет. Пьесы присылали партиями. И они шли и шли. Их было уже где-то 250, дедлайн подачи заявки наступил, а мы продолжали ждать еще чьи-то недописанные – «мэтров», конечно, им позволено.

 

Хотя «Любимовка» верна своему принципу знакомить с новыми именами. Когда-то именно здесь (на старейшем драматургическом фестивале, 5 лет назад переехавшем из Подмосковья в московский «Театр.doc») открыли Ольгу Мухину и Василия Сигарева, здесь представляли новые пьесы Ксении Драгунской и Михаила Угарова. Теперь наши тольяттинцы, Вячеслав Дурненков с «Севером» и Вадим Леванов с «20.30» (пьесу сейчас ставят в «СамАрте») представлены в офф-программе вместе с другими известными именами новой драмы - Натальей Мошиной, Натальей Ворожбит, Юрием Муравицким.
 Новые же имена прошли через плотное сито отборщиков: лонг-лист у каждого ридера, общий лонг-лист на пересечении названий, индивидуальные шорт-листы, общий – с обсуждением конкретных имен и названий, в итоге — 16 пьес в основной программе. Ридеров в этом году позвали как никогда много. «Раньше читали вдвоем-втроем, а тут было 9 человек разного возраста и профессий, нужно было примирить все вкусы и точки зрения — наверное, поэтому выборка получилась немного «усредненная», - объясняла Елена Ковальская Максиму Курочкину. - Через сито проходили, скажем так, только качественные тексты». А он (уже титулованный драматург еще из первого «призыва» новодрамовцев) на итоговом обсуждении требовал от авторов смелости и радикализма: «Я всегда мечтаю о пьесах, которые невозможны нигде, кроме «Любимовки», а в этом году были пьесы, которые возможны где угодно, где-нибудь на «Дебюте» их с руками оторвали бы. Нужно не робеть и посылать что-то невозможное. Мне всегда не хватает пьес, которые никому не нужны — они провоцируют интересное обсуждение. Неужели в этом году не нашлось ни одного безбашенного отморозка?»
 Характерно, что считавшийся по первости как раз таким «отвязным» белорусский драматург Павел Пряжко с его пьесами о простых, чтобы не сказать примитивных, людях, написанными почти сплошь на нецензурной лексике, теперь участвует в статусе «самого ставящегося» и аншлагового, читка его новой пьесы «Злая девушка» блистала звездными именами, как никакая другая — в постановке петербуржца Дмитрия Волкострелова участвовала сама Лиза Боярская.
 Может быть, через несколько лет Боярская будет читать тексты кого-нибудь из сегодняшних новых имен - Дмитрия Богославского, Анастасии Осанкиной, Любови Гварамадзе, Натальи Антоновой, Екатерины Васильевой, Андрея Филиппова - среди них есть очень интересные и готовые писать уже «большие» пьесы, например, «Любовь людей» дебютанта Дмитрия Богославского сразу взяли на постановку в театре Маяковского. В пьесе автора из Минска разворачивается простая история из деревенской жизни, с убийством нелюбимого мужа, пьющими от невзаимности мужчинами и все понимающими мамами-старушками.
 Текст Богославского, в котором формально совсем нет пресловутых новодрамовских признаков, очень характерен. Из 80 пьес, что мне удалось прочитать, та же социальность выразилась разве что в тех примерно пяти, где речь шла о национальном вопросе («Русостан» Халида Мамедова прошел на фестиваль). Еще было почему-то много пьес про зомби, но главное все-таки – в разной форме представленные частные истории, как в крошечной пьесе коллективного авторства «Взлетная полоса» про девушку, которая на первой странице хочет убежать из того мира, в котором живет, а на четвертой пытается понять, почему не сделала этого.
 Кстати, именно с этой пьесой случилась неприятная история, когда режиссер читки умудрился переписать короткий авторский текст на свое усмотрение, чем вызвал возмущение драматурга. Прецедент был не единственным, и в ситуации «Любимовки» возмущение авторов вполне законно – это фестиваль пьес, а не режиссуры. Другое дело, что сложные отношения авторов и режиссеров переходят потом в «большой» театр (живой автор – не самый хороший автор, как известно).
Впрочем, главное – что этих «живых авторов» только прибавляется, что новые пьесы пишут и ставят, и даже на «малой родине»: только в Самаре за этот год уже появился спектакль по Герману Грекову и вот-вот выйдет премьера по Леванову. Среди новых имен этого года на «Любимовке», увы, не оказалось самарских или тольяттинских, но есть надежда, что новые воспитанники школы Вадима Леванова тоже не заставят себя ждать.

 

1

Последние статьи

26 февраля
25 февраля
24 февраля
22 февраля
21 февраля

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2