ЭКСПОЗИЦИЯ

В Самару привезли выставку из собрания Русского музея

В галерее «Виктория» открылась выставка «Искусство. Власть. Любовь. Советское искусство 20-30-х годов». Для Самары это одна из первых экспозиций, посвященных взаимовлиянию авангарда и соцреализма.

 

Грани утопии

Видеть по-новому. Жить по-новому. Строить по-новому. Выставка в галерее «Виктория» - одна из первых для Самары попыток посмотреть на эти императивы первых лет советской эпохи не через призму знаний о том, чем это строительство закончилось, а глазами современников, для которых все дороги казались еще открытыми. Для теоретиков мысль о том, что изначально авангард и соцреализм были частью единого проекта, не нова. Но вот выставок, воплощающих такую точку зрения, мы видели мало – тем более что среди работ, привезенных Государственным Русским музеем, немало того, что стоит включить в список «must see».

Пространство экспозиции поделено на зоны, соотнесенные с разными проектами или, как хочется сказать теперь, утопиями советской эпохи. Воздухоплавательная утопия («АНТ-20 «Максим Горький» Василия Купцова, «Стратостат «Осоавиахим I» Георгия Бибкова и др.) смотрится в утопию производственную («Строитель социализма» Алексея Вольтера, «Сталелитейный завод» Николая Дормидонтова и т.п.), вторят им утопия сельскохозяйственная и спортивная. На этом фоне работы классиков авангарда выглядят как наиболее глубокое выражение этих же стремлений. Утопия социальная продолжается и подпитывается утопией мировоззренческой – и экспозиция построена так, чтобы максимально подчеркнуть эти связи. «Ударнику» Алексея Вольтера соответствуют «Ударники (Мастера аналитического искусства)» Павла Филонова. Его же «Нарвские ворота» выглядят как врата в мир иной, но лозунг над ними все же гласит: «Пролетарий победит». Несколько особняком как будто стоят работы, посвященные более интимным, бытовым темам – «Трамвай Б» Самуила Адливанкина, «Карточный домик» Зинаиды Серебряковой и др. Но изолированность эта – кажущаяся. Быт, жизнестроительные порывы, идеология и подспудные предчувствия совсем не радостного будущего вступают на выставке в куда более тонкие отношения, чем кажется на первый взгляд.

Авангард и соцреализм

Больше всего открытий делаешь, глядя на работы, ставшие первыми образцами «соцреалистического канона». Ударники и ударницы, самолеты и дирижабли, спортсмены и матросы – эти персонажи знакомы тем, кто хоть краем жизни застал советскую эпоху, но всматривались ли мы в них?
Впечатляет например «АНТ-20 «Максим Горький» Василия Купцова – огромный самолет, летящий над городом, увиденный к тому же откуда-то сверху. Феерия красок и очень ярко переданное ощущение огромного пространства, открывающегося художнику. А вот полуабстрактный «Дирижабль и детдом» Александра Лабаса – художник рисует не реальную ситуацию, а мечту, видение. Слово «детдом» тут почти утрачивает отрицательный компонент и расширяется до масштабов страны – страны детей-мечтателей, вероятно голодных, но устремленных вперед.
Интересны картины, в которых стержневая для советского искусства производственная тема подана в футуристической стилистике. «Электропечь» Израиля Лизака показывает нам не вещи, а укрощаемые человеком энергии, «Подъемный кран» Георгия Стенберга - не «стройку» а жизнестроительство, изменение отношений с пространством и временем.
На фоне этого радостного переустройства мира очень мрачными выглядят картины самых революционных художников того времени – Казимира Малевича и Павла Филонова. Новый мир, который, видимо, обещает Филонов «пролетариям» и «мастерам аналитического искусства» слишком уж надчеловечен и заставляет вспомнить если не Карлоса Кастанеду, то Андрея Платонова уж точно. Одна из самых сильных работ на выставке – «Пейзаж с пятью домами» Малевича. В свое время основатель супрематизма много писал о «творении из нуля», о первоначалах, которые можно почувствовать в привычных всем цветах и формах. В этой, поздней работе художник тоже развоплощает несколько многоэтажек до белых пятен на бескрайнем поле, но веет от них не радостью открытия, а каким-то космическим одиночеством.

«Простая жизнь»

Ряд работ авангардистов «зеркалят» картины художников, разрабатывавших семейно-бытовые темы. И от этого соседства тоже возникают интересные рифмы. С одной стороны, авангардные натюрморты Пуни и Штеренберга – это в общем, то же бытописательство, только относительно нетрадиционными средствами. С другой – страшноватую метафизику Малевича и Филонова мы читаем и в подтексте картины Зинаиды Серебряковой «Карточный домик». Четверо детей с печалью в глазах складывающих из карт замысловатую конструкцию кажутся чуть ли не символом судьбы, ожидающей и саму художницу, и весь русский авангард.
Еще один сюжет выставки – отношения между работами одного и того же художника, выступающего в разных амплуа. Как не похож сочный, комичный «Трамвай Б» Самуила Адливанкина, написанный в 1922 году, на его же созданных много позже «Авиамоделистов»! Живую, яркую жизнь сменили эфемерные люди-символы. Похожая история и с «Девушкой с книгой» Александра Дейнеки, которая, конечно, выглядит намного живее и интереснее, чем его же претендующие на символичность работы.
Из портретов, близких к соцреалистическому канону, выделяется знаменитая «Девушка в футболке» Александра Самохвалова. Да, она «сделана» очень просто, да, взятый художником тип широкоплечей, но нежной женщины-победительницы породит потом тысячу безобразных клонов, но это не отменяет красоты открытия.

Авангардны в реализме

В общем, мы увидели довольно яркий экскурс в ту точку, когда жизнестроительный импульс первых лет советской власти еще не отлился в готовые формы, а слова о трансформации жизни с помощью искусства еще не означали навязчивого повторения одних и тех же шаблонов. Об этой роли 20-30 годов говорил на открытии выставки и директор Русского музея Владимир Гусев. Тема влияния искусства на жизнь получила еще один неожиданный поворот: Владимир Гусев сообщил, что сейчас идут переговоры об открытии филиала Русского музея в Самаре. «Выполняя поручение президента, министерство культуры обратилось к крупным музеям с предложением открывать филиалы в  больших городах при государственной поддержке, - сказал директор Русского музея. – С Самарой у нас давние связи, и сейчас мы готовы сделать их еще более системными. Проект уже получил поддержку министерства культуры и руководства региона».
Прозвучало даже уточнение – филиал может открыться уже в следующем году и как будто бы на базе реставрируемого сейчас особняка Шихобалова. Известие это видавшая виды общественность встретила с благодушным скепсисом – в «третьей столице» обещанного привыкли ждать три года. Впрочем, тут можно повторить слова представителя спонсора выставки, председателя правления ОАО «Первобанк» Андрея Гончарова, оригинально интерпретировавшего ее концепцию в приложении к местным реалиям: «Жизнь заставляет держаться реализма, но хочется все же быть в авангарде».

Владимир Гусев, директор Государственного Русского музея:

- Мы показываем очень интересный период советского искусства, когда власть еще не считала возможным агрессивно вмешиваться в нормальный ход художественного процесса. Часть художников уходили в поиск совершенно новых форм – этот процесс шел во всем мире, но в России революция стала его катализатором. Другие художники искали эту новизну в самом окружающем мире. Оба подхода могли бы сосуществовать, но потом государство вмешалось и решило, что нужно развивать, а что не нужно. Потом, наоборот, то, что было под запретом, было признано единственно хорошим. И только сейчас мы уходим от черно-белого подхода и приходим к простой мысли о том, что искусство нужно не осуждать, а обсуждать.

Людмила Патрати, директор галереи «Виктория»:

- Мне кажется, у нас получилась красивая и легко читаемая экспозиция. Мы собрали вместе несколько важных для 20-30х годов тем. Одна стена - модная для того времени тема воздухоплавания. На другой стороне – здоровый образ жизни и спорт, которые широко пропагандировались. Далее – «счастливый быт», правда, там мы встречаем довольно неожиданные работы, например, картину Серебряковой, которая кажется, предсказывает ее трагическую судьбу. Еще одна тема – труд во всем его многообразии. Здесь у Дейнеки и Самохвалова мы находим образы которые потом будут широко тиражироваться. И наконец, абстракция и авангард, которые вписываются в эту картину, а не противостоят ей.

5

Последние статьи

19 августа
16 августа
15 августа
14 августа
12 августа
09 августа

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3