Культура

«Желаю всем выходить из «чучелизма»

Заслуженная артистка России Елена Санаева стала гостьей фестиваля «Соль земли»

Елена Санаева уже в третий раз участвует в работе всероссийского фестиваля документального кино «Соль земли», который завершается сегодня в Самаре. На пресс-конференции и на творческой встрече актриса, которая родилась в Самаре, поделилась со зрителями своими сокровенными мыслями. Об игровом и документальном кино, о своей судьбе, о муже Ролане Быкове, который стал легендой кинематографа.

О профессии

- С Самарой связано одно очень важное для меня воспоминание. С моим мужем Роланом Быковым мы много ездили по стране с концертами. Были и в этом городе – тогда он назывался Куйбышев. Концерты проходили по абонементам, и люди, которые приходили на встречи, не знали, что их там ждет. И вот приезжаем мы на концерт – холодный зал, и в нем мерзнут семь человек. В общем, обстановка как в красном уголке при ЖЭКе. Сначала Ролан Антонович был шокирован. А потом собрался и сказал: «Сейчас мы с тобой проведем для них такой вечер, чтобы каждый запомнил его на всю жизнь». И действительно, он выкладывался на этом концерте как никогда. И это для меня было хорошим уроком, который я запомнила навсегда. Что бы ни происходило, актер должен играть как в последний раз и не терять уважения ни к себе, ни к зрителю.

Трудно сказать, сложилась ли у меня актерская судьба. Ролан Быков, с которым мы прожили в браке 25 лет, говорил: «У тебя будут замечательные главные роли в кино. Не может, чтобы их не было». Но как-то так получалось, что ближние цели были предпочтительнее дальних.

А Ролан Быков как актер был очень востребован. В год получал до пятнадцати приглашений на съемки. Из них выбирал три, четыре, пять самых интересных. Для того чтобы заполучить Быкова, режиссеры часто приглашали вместе с ним и меня. Так было и с фильмом «Искренне ваш». Однажды на съемках этой картины я за что-то обиделась на Ролана Антоновича и начала плакать. Плачу и не могу остановиться. Меня не могут гримировать – лицо распухло, глаза красные. И тогда я себе сказала: «Или надо уходить из профессии, или взять себя в руки». И я взяла себя в руки. В фильме бывших моих слез не видно.

Ролан Антонович очень серьезно относился к нашей профессии. Он говорил, что она – из зоны риска. Для того чтобы получилось в этой профессии у одного человека, у тысячи других должно не получиться.

О Гоголе и Быкове

- Когда Ролану Быкову было 14 лет, на дне рождения у своего школьного товарища он увидел маленькую книжку – «Шинель» Гоголя. Взял почитать. А прочитав, сказал: «Когда-нибудь я сыграю это». И действительно, он потрясающе сыграл Акакия Акакиевича в фильме «Шинель», когда ему было 28 лет. Гоголь оставался для него любовью на всю жизнь. Пятнадцать лет он мечтал поставить «Ревизора». Несколько лет этот фильм стоял в плане «Мосфильма». Там должны были играть удивительные актеры - Николай Бурляев в роли Хлестакова и Михаил Ульянов в роли городничего. И вдруг начальство решило отдать этот фильм Леониду Гайдаю. Я думаю, начальство побоялось аллюзий, ассоциаций с современностью, которые могли возникнуть у зрителей после просмотра быковского «Ревизора».

Ему не дали поставить «Записки сумасшедшего» по Гоголю. И когда появилось предложение поставить «Нос», Ролан Быков тут же ухватился за него. Он очень быстро написал сценарий. Фильм снимался для телевидения, и, соответственно, бюджет его был очень небольшой. Съемки проходили очень трудно. Помню, был период, когда Ролан Антонович практически не спал девять суток, вытаскивая картину из небытия. Потому что группа, которая должна была подготовить все к съемке, не справилась с этой задачей. Мне в фильме пришлось быть не только актрисой. Вместе с художником я искала интерьеры по Питеру. Участвовала в оцеплении Невского проспекта, когда снималась сцена с несущейся четверкой лошадей. И я без мегафона, благодаря школе студии Малого театра, которую окончила, орала: «Люди, остановитесь! Там несется четверка лошадей! Вы можете погибнуть!»

О «Чучеле»

- У этого фильма была очень сложная судьба. Некоторые выступающие на худсовете при обсуждении картины говорили, что герои этого фильма - не дети, а какие-то фашисты. Быкову предлагали вырезать из него все жесткие сцены. На что Ролан Антонович говорил, что убьет каждого, кто зайдет в монтажную с этой целью. Руководитель московской партийной организации Гришин сказал: «Я бы не хотел, чтобы мой внук посмотрел этот фильм». И картину признали идеологически вредной. Тогда Быков написал письмо генсеку Андропову, который тогда был уже при смерти. И Андропов, находясь в больнице, дал через своего помощника команду: «Надо помочь Быкову». И картине дали разрешительное удостоверение. Вскоре Андропов умер. Были попытки снова закрыть фильм, но было уже поздно. На мой взгляд, картина получилась абсолютно христианской, хотя, наверное, Ролан Быков об этом не думал. В ней – гонение, распятие и вознесение. Иногда спрашивают: «Как бы в дальнейшем могла сложиться судьба главной героини?» Я думаю, тот нравственный стержень, который есть в этой девочке, дал бы ей возможность не выживать, а проживать свою жизнь в согласии со своими убеждениями. Хотя у такого человека, как она, не может и не должно быть легкой жизни. Тем же людям, которые сегодня, подобно этой героине, ощущают себя чучелом, я желаю поскорее выходить из «чучелизма». И задать себе вопрос: «А почему это я чучело? Не хочу быть чучелом и не буду».

«Жизнь на вырост»

- Потеряв Ролана Антоновича, я не знала, как жить. Это удел жен многих знаменитых людей. Пока они живы, знакомые целуют их женам ручки, а когда они умирают, проходят, не замечая, как мимо стены.

От депрессии меня спасла выставка замечательного журналиста и фотографа Юрия Роста. На этой выставке я увидела потрясающее фото. Женщина лет семидесяти, потерявшая после землетрясения в Спитаке всех своих родных, сидела на каком-то ящике, держа в руке краюху хлеба. Не нужно отчаиваться, подумала я, глядя на эту фотографию. Ведь скольким людям гораздо хуже, чем мне. Вскоре я увлеклась документальным кино. Сняла два фильма о Юрии Росте, два фильма о выдающемся режиссере Алексее Германе. И фильм о Ролане Быкове, который назывался «Жизнь на вырост». Самая трудная судьба была как раз у этого фильма. Я сняла его по заказу Первого канала, Но когда заказчики увидели, что в фильме нет ничего жареного, ничего нет ни о его любовницах, ни о внебрачных детях, они отказались показывать его. Для них этот фильм оказался неформатом. Картина построена на монологе самого Ролана Антоновича, который был не только замечательным актером и режиссером, но и мудрецом, философом, что видно по недавно изданным его дневникам.

О фестивале

- «Соль земли» - замечательное название фестиваля. Фильмы, которые показываются здесь, дают истинное понимание жизни. Каждый человек, если у него есть мозги и сердце, рано или поздно начинает задумываться, зачем он живет на этой земле. Многие герои документальных фильмов, которые показываются на этом фестивале, строят свою жизнь исходя из этого вопроса.

Елена Санаева родилась 21 октября 1942 года в семье известного киноактера Всеволода Санаева. Окончила ГИТИС (мастерская Михаила Царева). Дебютировала на экране в 1967 году. Во многих фильмах снималась вместе с Роланом Быковым. Среди них - «Приключения Буратино», «Дни хирурга Мишкина», «Деревня Утка», «Искренне ваш...», «Свадебный подарок, «Жил-был настройщик». Снялась также в фильмах «Пена», «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников», «Тайна «Черных дроздов», «Чучело» и других. Активно занимается общественной деятельностью. Будучи вице-президентом Детского фонда имени Ролана Быкова, организует творческие акции и выставки. В 1999 году выпустила книгу-альбом памяти Ролана Быкова. С 2008 года - актриса театра «Школа современной пьесы»

6

Последние статьи

все новости

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6