МУЗЕЙ

В Самарском литературном музее провели концептуалистский вечер

«Большой адронный коллайдер» и другие авангардные композиции Виталия Рыбакина стали открытием для многих гостей фестиваля
Фестиваль «Пять элементов» проходит в рамках выставки «Мир. Текст: 5 способов выйти на свободу»
Фестиваль «Пять элементов» проходит в рамках выставки «Мир. Текст: 5 способов выйти на свободу»

Уже третью неделю в Самарском литературном музее проходит фестиваль свободных искусств «Пять элементов». Каждый четверг музей собирает вокруг одного из течений современной литературы близких к нему поэтов, музыкантов и художников. В прошлый четверг таким образом интерпретировали концептуализм.

Фестиваль «Пять элементов» проходит в рамках недавно открытой выставки «Мир. Текст: 5 способов выйти на свободу». На территории усадьбы разместились «поэтические машины», с помощью которых можно опробовать на себе творческие методы 5 течений со­временной литературы. Эти пять направлений и близкие к ним явления в области искусства, кино, музыки — и есть, по мысли организаторов фестиваля, «пять элементов» языка современной культуры. Конкретизм и лианозовская школа, концептуализм, «новый эпос» и поэзия современного города, «новая искренность», метареализм — каждую неделю лета здесь намерены проводить под знаком одного из этих течений.
На вечере, посвященном концептуализму, тон задавали художник Владимир Логутов и музыкант Виталий Рыбакин. В чистом виде концептуализм, расцвет которого в России пришелся на 1980-е, сейчас, конечно, невозможен, но несколько достижений этого течения стали, можно сказать, плотью и кровью современного искусства. В первую очередь речь идет, вероятно, о способности видеть реальность как пространство взаимодействия разных «языков». Усвоенные с детства кодексы поведения — это язык, системы религиозных взглядов — язык, разные стили и направления в искусстве тоже диктуют свои правила высказывания. Концептуализм либо сталкивает эти языки друг с другом, либо пытается выйти за их пределы на некую «неразмеченную» территорию.
Техники коллажирования «языков реальности» можно было опробовать в «машине концептуализма», а затем услышать, как подобным методом пользовались классики — поэты читали стихи Дмитрия Пригова и Льва Рубинштейна, а затем представили публике видео­запись «драматической инсталляции» по стихам Рубинштейна «Картотека немоты».
Художник Владимир Логутов представил три видеоинсталляции из серии «Структурированные пространства», которая в этом году демонстрировалась на Венецианской биеннале. Интегрируя в видеозаписи привычных самарцам пейзажей некие странные объекты, художник добивается очень яркого эффекта: «реальность», запечатленная на видео, становится неким материалом, с которым художник работает так же, как с краской, исследуя его возможности, комбинируя разные фактуры.
Если имя художника Владимира Логутова известно самарцам, то творчество музыканта Виталия Рыбакина для многих стало открытием. Музыкант сыграл несколько ярких композиций в духе постминимализма.
Сегодня фестиваль продолжится исследованием «голосов современного города» силами живописи и поэтического слова.

3

Последние статьи

20 февраля
19 февраля
18 февраля
17 февраля

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 30
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4