Театр

Кабаре по-эльсинорски

Звезды МХТ «сообразили на троих» в Самаре
Знаменитая сцена «Мышеловки» в спектакле МХТ обернулась настоящей эротической пантомимой
Знаменитая сцена «Мышеловки» в спектакле МХТ обернулась настоящей эротической пантомимой

Обаятельный «мент» из сериала «Улицы разбитых фонарей», звезда «Убойной силы» и агент национальной безопасности разыграли перед самарским зрителем историю принца датского. Главная пьеса мирового репертуара, поставленная главным драматическим театром страны, с участием самых популярных актеров нашего времени просто не могла оставить публику равнодушной: в зале был аншлаг.

За маской маска

 

«Гамлет» в постановке МХТ получился очень ярким, но довольно запутанным и неоднозначным. Режиссер Юрий Бутусов дал почти всем своим актерам возможность примерить на себя костюмы и судьбу разных персонажей. Иногда это создает интересный и даже весьма комический эффект. Когда Гамлет возвращается из несостоявшегося путешествия в Англию, могильщики как раз роют яму для утонувшей Офелии. У Бутусова их изображают Гильденстерн (Алексей Агапов) и Розенкранц (Олег Тополянский), только что отправленные Гамлетом на смерть. Они сидят за столиком, выпивают и рассуждают о смерти, а принц рассказывает им, как нашел коварное письмо Клавдия, как подменил его, и теперь казнь ждет именно их. Сергей Сосновский, играющий одновременно дух отца и странствующего актера, тоже создает некоторую путаницу в сознании зрителя. Однозначны лишь Гертруда (Марина Голуб), Офелия (Ольга Литвинова) и Лаэрт (Павел Ворожцов).  

 

 Три товарища

 

Гамлет (Михаил Трухин), Клавдий (Константин Хабенский) и Полоний (Михаил Пореченков) вообще практически не сходят со сцены, появляясь также в Прологе, «Сценах вне разряда» и «Непредвиденных сочинениях». Хабенский и Пореченков в тулупах и с посохами в этих сценах — то ли эльсинорские стражники, то ли волхвы, то ли вообще внутренние голоса Гамлета.

 

 Звездное трио выбрано Бутусовым вообще не случайно. Три бывших однокурсника, примелькавшиеся всей стране в популярных сериалах, играли в его петербургских спектаклях еще задолго до громкой телевизионной славы. Именно с ними режиссер создал свой спектакль «В ожидании Годо», который в конце 90-х получил «Золотую Маску» за лучшую режиссуру. Так что как раз за счет сыгранности этой команды мхатовский «Гамлет» и получился вполне целостным. Роль Клавдия — одна из лучших в этом блестящем актерском ансамбле. Хабенский играет человека, сознательно идущего к жизненному успеху через преступление. Потому что именно этот путь видится ему единственно возможным. Особенно ярко образ коварного короля раскрывается в сцене молитвы перед крестом, начертанным на обратной стороне разделочного стола. Клавдий у Бутусова как человек действия выходит на первый план, несколько затмевая самого Гамлета.

 

 Принц датский в исполнении Михаила Трухина вообще выглядит несколько смазанно. Актер то рвет и мечет, голосом с хрипотцой подражая Высоцкому, то просто истерически выкрикивает свои реплики в пустоту. Читая свой знаменитый монолог, Гамлет волочит за собой громоздкий стол, именно этим (а не актерской игрой) иллюстрируя свои тяжкие раздумья.

 

 Полоний в исполнении Пореченкова получился похожим на придворного шута в красных башмаках (вернее, в красных тапочках и халате). Он активно работает на публику, играя голосом и мимикой. То он бормочет что-то, как Винни-Пух, то визжит, как Жанна Агузарова. Когда же роль Полония в пьесе исчерпывается, Пореченков на радость зрителям возвращается в виде старательно шепелявящего и кривляющегося матроса, доставившего Клавдию письмо принца.

 

 

 

 Былое и думы

 

Раздваиваются у Бутусова не только персонажи, но и сцены. Режиссер играет временем, вплетая в сюжетную ткань предчувствия, сны, воспоминания... «Быть или не быть» здесь произносится дважды. Сначала — как репетиция: Трухин, задумчиво и неуверенно произнося текст, толкает тяжелый стол. А перед финальным боем с Лаэртом монолог будет произнесен еще раз, «на бис» - на грани срыва, со слезами, в присутствии уже мертвой Офелии (диалог с которой также происходит дважды — видимо, в воспоминаниях принца).

 

 И таких сцен-перекличек много. Например, Гамлета, задолго до финала, как будто во сне, во время поединка с Лаэртом, по очереди «убивают» все персонажи, втыкая в него свои трости. А в конце, в реальной сцене дуэли — никакого поединка на шпагах и не будет. Орудием убийства послужат вилки и конфетти.

 

 

 

 Цирковое ассорти

 

Карнавально-балаганное настроение пронизывает весь спектакль. Временами режиссер не брезгует и откровенно театральными и даже китчевыми приемами, рассчитанными на массовую аудиторию. Еще в начале первого акта Гамлет и Клавдий, как два клоуна на арене, наперебой кричат по-петушиному, льют друг на друга воду, дерутся и даже метят друг в друга тортом. Шаг за шагом происходящее на сцене все больше начинает походить на программу кабаре. Розенкранц и Гильденстерн, похожие на танцующих «Яблочко» матросов, Гамлет в блестящем цирковом пиджаке, звонко справляющий малую нужду в ведро, эротическая пантомима, сопровождающая «Мышеловку». Несколько раз на сцене появляется развеселый джаз-бэнд, где «музыканты» играют на палке-трости, ножке стула и поставленной стоймя скамейке. Спектакль на глазах превращается в веселый балаган, где все персонажи, как заправские циркачи, крутят на тростях чаплинские шляпы-котелки. И смерть в финале приходит не от клинка и яда, а от облака блестящих порхающих блесток. Гамлет убивает Клавдия, тряся над его головой ведром, наполненным конфетти, и сам, выкрикнув слова: «Дальше - тишина», падает замертво. А в это время по кругу бежит Сергей Сосновский (Актер или Призрак?), размахивая белой рубашкой на палке, как белым флагом, дарующим всем вокруг него прощение.

 

 

 

Юрий Бутусов, режиссер спектакля «Гамлет»

 

Родился 24 сентября 1961 года в Гатчине. Окончил режиссерский факультет СПГАТИ (курс И.Б. Малочевской) в 1996 году. Его имя стало известно еще по студенческим работам – «Женитьбе» Н.В. Гоголя, «Запискам из подполья» Ф.М. Достоевского и по дипломному спектаклю «В ожидании Годо» С. Беккета, поставленному в Театре на Крюковом канале. Эта постановка была названа «событием года» и отмечена высшим призом за режиссуру на петербургском фестивале «Рождественский парад».

 

По окончании Театральной академии Бутусов был приглашен на постоянную работу в театр им. Ленсовета, где его первой постановкой стал «Войцек» Г. Бюхнера (1996), отмеченный петербургской театральной премией «Золотой софит». Спектакль участвовал в международных театральных фестивалях Франции, Германии, Швеции, Чехии, Польши, Италии, был номинирован на Всероссийскую национальную премию «Золотая маска».

 

В 1997 году на сцене театра была сделана новая редакция спектакля «В ожидании Годо». Постановка получила Всероссийскую национальную премию «Золотая маска» в номинациях «Лучший режиссер» и «Приз критики и театральных журналистов».

 

Последующими постановками на сцене театра были «Калигула» А. Камю, «Клоп» В. Маяковского, «Вор» В. Мысливского, «Старший сын» А. Вампилова (номинация на «Золотую маску»).

 

Последние годы Бутусов много и успешно работает в Москве. Осуществил постановку спектаклей: «Макбетт» Э. Ионеско, «Ричард III» и «Король Лир» У. Шекспира (театр «Сатирикон"), «Воскресение. Супер» братьев Пресняковых (Театр-студия п/р О. Табакова), «Гамлет» У. Шекспира, «Иванов» А. Чехова (МХТ им. Чехова), «Мера за меру» (Театр им. Вахтангова). Ставил спектакли в Южной Корее («Войцек», «Чайка») и Норвегии («Преступление и наказание», «Ромео и Джульетта»).

 

С февраля 2011 года - главный режиссер театра им. Ленсовета.

 

Комментарий

 

 

 

Филипп Смоктуновский, актер, сын народного артиста СССР Иннокентия Смоктуновского, сыгравшего Гамлета в знаменитом фильме Григория Козинцева:

 

- Отец, прочитав сценарий Козинцева, хотел отказаться от роли. Он показался ему чудовищно плохим — не было живых сцен, плоские образы, ходульные сцены... Но желание сыграть в фильме по пьесе великого Шекспира пересилило. Папа разбирал и репетировал роль дома. И результат превзошел все ожидания: отца тогда признали лучшим Гамлетом даже на родине Шекспира.

 

 

 

Константин Хабенский, исполнитель роли Клавдия в спектакле МХТ:

 

- У нас в спектакле Гамлет и Клавдий — ровесники. И это принципиальная для нас вещь. Их противостояние приобретает совсем иной вид. Бутусов вообще непредсказуем. Раньше он говорил, что Хабенскому обязательно надо сыграть Гамлета, но прошло время, и он дал мне Клавдия. Мне сегодня именно Клавдий интереснее. Он кажется мне сложнее. У него своя трагедия, свой выбор, даже свои понятия о долге, если угодно. И написано, и сказано о нем меньше, чем о Гамлете.

 

 

 

Юрий Земляков, актер «СамАрта», исполнивший роль Гамлета в спектакле 1993 года:

 

- Гамлет для меня - роль-мечта, которая однажды исполнилась. Эта работа всегда переломная для любого актера: после ее исполнения происходит или взлет, или падение. В Лондоне, в одном из магазинчиков, где продаются фотографии актеров, исполнявших эту роль, мне однажды рассказали историю о том, что один из них сошел с ума, играя Гамлета. Это мистический образ. Когда я репетировал, то действительно сильно болел физически.


 

3

Последние статьи

13 декабря
12 декабря
11 декабря

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1