История губернии

Рабочая Безымянка

70 лет назад возле маленькой одноименной станции началось возведение гигантского индустриального района
Так выглядела улица Победы в 50-е годы
Так выглядела улица Победы в 50-е годы

В августе 1940 года, предвкушая войну с фашистской Германией, советское правительство приняло решение о строительстве в Куйбышеве группы авиационных и моторных заводов. Специально для этой цели в нашем городе было образовано Управление Особого Строительства НКВД СССР (сокращенно УОС, или Особстрой). И вскоре стало очевидно, что такая большая стройка вряд ли будет возможна без создания вокруг нее рабочего поселка, рассчитанного на 100-150 тысяч жителей.

Призаводской поселок
Впоследствии эта цифра будет существенно скорректирована. По статистике, в 1946 году на Безымянке проживало уже более 200 тысяч человек. При этом население Куйбышева за годы войны выросло с 350 до 600 тысяч человек, в основном за счет эвакуированных сюда рабочих и служащих оборонных заводов. В итоге благодаря невиданным для мирного времени темпам индустриализации Куйбышев к середине ХХ столетия вошел в десятку наиболее развитых в промышленном отношении городов СССР.
Что же касается самого населенного пункта под названием Безымянка, то он на карте нашей губернии впервые появился после того, как в 1875 году началась прокладка железнодорожной магистрали от Самары в направлении Уфы. А поскольку эта линия была одноколейной, то для увеличения ее пропускной способности на всем протяжении дороги к 1896 году было построено 76 разъездов. Один из них, расположенный в 15 верстах от губернского центра, по имени протекавшей здесь маленькой речки и получил название Безымянка. Вскоре при нем возник пристанционный поселок, который постепенно расширялся за счет дачных участков.
Скоро железной дороге потребовалась хорошо оснащенная ремонтная база. И в 1914 году здесь построили Самарский железнодорожно-ремонтный завод (сокращенно «Сажерез»). В августе 1932 года завод начали расширять и модернизировать, а в 1935 году предприятие получило имя Валериана Куйбышева и стало называться Куйбышевским заводом запасных частей (КЗЗЧ). Теперь на нем работали уже около двух тысяч человек, и завод не только ремонтировал подвижной состав, но и выпускал паровозные и вагонные рессоры, буксы, оси, пружины и прочие детали. Сама же Безымянка к этому времени уже именовалась не разъездом, а станцией.
Но в 30-е годы прошлого века станция все еще оставалась глухим, необжитым местом. Сразу же за поселками Запанской и Новый Оренбург, между линией железной дороги и берегом реки Самары, в сторону Кинеля шла сплошная стена густого леса, лишь изредка прерываемая небольшими участками лугов. А поскольку вся эта огромная территория тянулась вдоль оживленной железной дороги, то она представляла собой очень удобное место для компактного размещения крупных оборонных предприятий. Именно здесь осенью 1940 года и началось масштабное строительство.
Но для реализации этого грандиозного плана нужно было построить вблизи заводов  жилые кварталы со всей необходимой инфраструктурой. Потому и было принято еще одно совместное постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) № 233-108сс от 1 февраля 1941 года, состоявшее из 62 пунктов. Кроме самих авиационных заводов, Управлению Особого Строительства предписывалось в течение 2-3 лет возвести здесь жилые кварталы, коммунальные сооружения, транспортные сети, социальный сектор и так далее. А для обеспечения УОС дешевой рабочей силой в сентябре 1940 года был образован Безымянский исправительно-трудовой лагерь (Безымянлаг).
И 70 лет назад началось возведение рабочей Безымянки, которая сегодня является неотъемлемой частью миллионной Самары.

Роль оборонки
Особстрою предписывалось не только создать современную городскую инфраструктуру на Безымянке, но и существенно обновить все коммуникации и транспортные сети в старой части города Куйбышева. На эти работы из союзного бюджета выделялись громадные средства, которых областные власти добивались от правительства еще с начала 30-х годов, но преуспели в этом не слишком заметно.
Достаточно привести всего несколько цифр. Согласно смете хозяйственных расходов в 1938 году, на расширение и текущий ремонт куйбышевского городского водопровода нужно было как минимум 8,2 миллиона рублей в ценах того времени, но Госплан РСФСР перечислил нам лишь 826 тысяч (всего 10%). Такое же соотношение наблюдалось и при планировании средств на прокладку канализации в областном центре, на строительство бань и прачечных. А вот на просьбы о выделении денег на расширение в Куйбышеве трамвайных линий (1 млн рублей), на прокладку новых электросетей (255 тысяч рублей), на благоустройство (500 тысяч рублей) и на многие другие нужды в 1938 году правительство нам отказало.
Большинство перечисленных выше проблем областного центра удалось решить только после того, как в соответствии с названным выше постановлением на Безымянке началось строительство группы авиационных заводов и прилегающего к ним рабочего поселка. При этом у правительства СССР сразу же нашлись и деньги для закрытия коммунальных нужд старой части города. Например, в постановлении было записано следующее: «Обеспечить окончание строительства комплекса сооружений питьевого водопровода в Куйбышеве… со сдачей их в эксплуатацию к 15 ноября 1941 года. Управлению Особого Строительства НКВД СССР принять в этом долевое участие… своими средствами в сумме 3,5 миллиона рублей в 1941 году и 2,5 миллиона рублей в 1942 году и соответствующими материалами и оборудованием».
Кроме этого, Особстрою было предписано в те же сроки произвести в Куйбышеве «монтаж автоматических телефонных станций, пожарной и продовольственной сигнализации, радиофикации... все работы по сооружению теплофикационных сетей... сооружение фекальной и ливневой канализаций, а также построить на Безымянке десятки тысяч квадратных метров современного жилья». Новые кварталы стали появляться в основном вдоль Безымянского и Черновского шоссе (ныне улицы Победы и Гагарина).
Забегая вперед, следует сказать, что 13 марта 1942 года был образован Кировский район города Куйбышева. Тем самым в состав областного центра территориально вошли комплекс авиационных заводов, поселки Безымянка, Зубчаниновка, Красная Глинка и Управленческий. Правда, новый район оказался слишком большим по площади и плохо управляемым. Поэтому 2 июля 1942 года в Куйбышеве был образован еще один район - Красноглинский. Что же касается возведенных Особстроем коммунальных, транспортных и социально-бытовых объектов, то в марте 1943 года все они были переданы из НКВД на баланс Куйбышевского горисполкома.

Трамвай государственной важности
Но вернемся к началу 40-х годов. Одной из самых серьезных проблем этого времени как для областного центра, так и для строящейся Безымянки стала организация современного транспортного сообщения. Железная дорога не справлялась с перевозкой сотен, а затем и тысяч человек, стремившихся из старого города попасть на заводы к началу смены.
Автобусного сообщения на этом маршруте здесь тоже не было хотя бы потому, что Куйбышев и Безымянку тогда связывало только грунтовое Черновское шоссе. В самом же областном центре в 1938 году на маршрутах работали всего восемь муниципальных автобусов. Правда, через год Госплан РСФСР разрешил пополнить куйбышевский автобусный парк новыми машинами, однако заявку удовлетворили лишь наполовину - выделили городу 12 автобусов вместо 24 требуемых.
По общему признанию, кардинально решить проблему транспортного сообщения между Куйбышевом и Безымянкой тогда могла только прокладка новой трамвайной линии. Такая идея областными властями была одобрена еще в 1937 году, однако средств тогда не нашлось даже на проектные работы. Лишь после принятия правительственного постановления о возведении авиационных заводов такая трамвайная линия была включена в число строек государственной важности. Об этом здесь говорилось так: «Осуществить строительство трамвайной линии от городской черты г. Куйбышева до площадки Безымянка и тяговых подстанций со сдачей в эксплуатацию к 1 ноября 1941 года. Обязать Управление Особого Строительства НКВД СССР предусмотреть в 1941 году для этих целей 12,5 миллиона рублей и соответствующие материалы и оборудование».
Работы на трассе начались в мае 1941 года, но даже при этих условиях прокладка линии серьезно отставала от графика. После начала войны сроки сдачи в эксплуатацию трамвайного маршрута № 3 переносились трижды. Лишь 26 декабря 1941 года комиссия подписала акт, который разрешал движение вагонов на всем участке маршрута от улицы Полевой до 4-го района УОС (район нынешней площади Кирова). Остальное расстояние от конечной остановки трамвая до заводов (около 5,5 километра) пассажиры в любую погоду вынуждены были идти пешком.
Строительство новой трамвайной линии внутри самой Безымянки, проходящей от кольца 3-го маршрута по Кировскому и Заводскому шоссе до промплощадки завода № 18 (сейчас это остановка «Юнгородок»), было завершено только в июле 1943 года. И лишь в январе 1948 года с многочисленными недоделками было сдано в эксплуатацию Кировское трамвайное депо в районе станции «Стахановская». Окончательно достроить и оборудовать его всем необходимым ТТУ удалось только в 1951 году.
В послевоенные годы жилое и социально-бытовое строительство в основном шло лишь в окрестностях Безымянского шоссе, которое в 1946 году было переименовано в улицу Победы. Что же касается Черновского шоссе, то вдоль него, по воспоминаниям самарских старожилов, еще долгие годы не было практически ни одного здания. Большое строительство здесь развернулось лишь с начала 60-х годов. Но это уже совсем другая история.

263

Последние статьи

18 июня
17 июня
14 июня
11 июня
10 июня
08 июня
07 июня

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 1 2 3 4 5 6