увлечение

«Тянут» свою волынку

Участники фолк-группы «5 шиллингов» мастерят свои инструменты по средневековым барельефам XV века
Музыкантов группы «Five shilings» объединяет любовь к средневековой Европе и старинной музыке
Музыкантов группы «Five shilings» объединяет любовь к средневековой Европе и старинной музыке

В последнее время в атмосферу региональных фестивалей и городских праздников вплетаются звуки старинной музыки. Ожившие мелодии из европейского средневековья будоражат воображение, стирают границы эпох и погружают в давно ушедшие романтические времена трубадуров и миннезингеров. Жители губернии и областной столицы имеют возможность услышать отголоски средневековых мотивов благодаря единственному в своем роде самарскому оркестру волынщиков «Five shilings».

Каждому по пять шиллингов
«Five shilings for each» («пять шиллингов для каждого» - англ.)  - таково было денежное вознаграждение за выступление участнику музыкального коллектива в средневековой Англии и Шотландии. Об этом историческом факте вспомнили активисты клуба исторической реконструкции средневековья эпохи XV века «Старый свет», который базируется в самарском центре дополнительного образования «Экология детства», когда с нуля, с миру по нотке, формировали свой коллектив волынщиков.
Ребята не просто изучали историю, но и создавали «реплики» вооружения тех времен, овладевали навыками исторического фехтования, знакомились с бытом европейцев и, конечно, слушали музыку, максимально приближенную к старинным образцам.
В те времена музыканты получали за свое исполнительство не больше кроны (так называли монету в пять шиллингов). А сам шиллинг являлся распространенной монетой в средневековой Англии, известной в простонародье как «боб». Однако самарцы оставаться на «бобах» были не намерены, и рьяно взялись за постижение музыкальных тонкостей игры на экзотических инструментах, назвав новорожденный коллектив «Five shilings for each». Вскоре последнее слово отпало само собой и осталось звучное наименование известной монеты.
Музыка «Старого света»
«Будучи реконструкторами «15-ти вечья» и путешествуя по разным тематическим фестивалям, где звучали «реплики» древних волынок, еще в 2009 году два Евгения – Явкин и Рыбаков - решили, что, помимо моделирования боевых сходок, было бы неплохо заняться средневековой музыкой, ведь звучание ее действительно производит неизгладимое впечатление, а сумасшедшая энергетика заражает раз и навсегда, - рассказывает руководитель клуба «Старый свет» Виктор Соловей. - После поездки  в Иван-город Ленинградской области, где проводится международный фестиваль исторической реконструкции «Пограничная крепость», ребята вернулись вдохновленными и начали, что называется, тянуть волынку. Дело это, несмотря на всю его романтическую ауру и кажущуюся развлекательную праздность, оказалось не из легких».
Первое, о чем задумались новоиспеченные волынщики, - так это где, собственно, достать инструмент? Удивительно, но, не обладая музыкальным образованием и слухом, они отважились самостоятельно собрать «авторские» волынки. Чудо надо творить своими руками! Но перед тем, как начать «надувать» меха, они около полугода осваивали флейту. Потом уже решились приблизиться к загадочным и пока еще непостижимым волынкам. К слову, волынка считается одним из самых популярных в мире музыкальных инструментов. На ней играют на всех континентах земного шара. А вообще, создавали ее как солирующий инструмент боевых шотландских дружин – оттого звук у нее громкий, на открытом воздухе разносящийся далеко по округе, а лучший аккомпанемент - маршевые барабаны. Поэтому сегодня волынка в некоторых странах - в числе официальных инструментов военных оркестров. Однако в нашей стране, в том числе и в Самаре, она по-прежнему остается диковинной экзотикой. Оттого и музыкантов-волынщиков – единицы, и педагогов по обучению игре на волынке днем с огнем не сыщешь.
«Лопатный» дебют
Глаза боятся, а руки делают. Художественный руководитель коллектива Евгений Явкин, находясь в свое время у истоков творческого «капитала» «Five shilings», в буквальном смысле взялся «сколотить» стартовый взнос. «Свою первую волынку Евгений собрал из черенков лопат. Сложно поверить, но на обычном токарном станке он выточил детали для музыкального инструмента, который с виду все же напоминал изображение волынки на одном из средневековых английских барельефов XV века, который он обнаружил в сети Интернет, - вспоминает Евгений Рыбаков. - Но сходство оказалось только внешним: волынка издавала странные звуки, совсем не настраивалась, словом, для музыки не годилась. Но Евгений не унывал. Одна, вторая, третья… Гайта, немецкая волынка, шотланская. Используя древние чертежи и ориентируясь на средневековые изображения волынок, мы уже вдвоем занялись «волынковым» производством, из заграничного дерева изготовляли чантеры и бурдоны, шили мешки из специальных воздухонепроницаемых тканей. Методом проб и ошибок удалось понять, что чантер - основополагающую деталь музыкального инструмента - необходимо все же заказывать у профессионалов, поскольку именно от нее зависит чистота звучания».
После того как в клубе выросла целая гора самодельных волынок, а из Санкт-Петербурга пришли деревянные «дырчатые» чантеры, наши волынщики смогли наконец позволить себе углубиться в непроходимые «джунгли» музыкальной экзотики, подружившись, как водится, с барабанщиком, в роли которого выступил соратник по клубу Денис Пирег. С музыкальной «колокольни» история средневековой Европы ребятам будто заново открылась.
Тянуть волынку  
Евгений Рыбаков учился играть на волынке по пальцам. «Освоение инструмента давалось со скрипом, ведь я не знал нотную грамоту. В Интернете смотрел концертные и домашние выступления музыкантов, постепенно приобретая первоначальные навыки, - поделился он. - Спустя год стало значительно легче, мне показалось, что появился слух, необходимый для настройки волынки и умения сыгрываться. Кстати, я с удивлением узнал, что один из моих родственников, живших около века назад в Белоруссии, играл на волынке. Вот такое «генное» наитие получилось».
Между тем до настоящей сыгранности было еще далеко. Ее пришлось добиваться многочасовыми репетициями. Тем более что коллектив начал «раздуваться»: вскоре к двум Евгениям и Денису присоединились волынщики Павел Калиниченко, Наталья Крупнова, Мария Теряева, Психоз Бондаренко и барабанщица Екатерина Манаенкова.
В итоге трио превратилось в целый оркестр, состоящий из сикстета волынщиков и дуэта барабанщиков. Начались первые выступления на фестивалях — в Туле и Санкт-Петербурге.
Как отметил Павел Калиниченко, он на собственном опыте убедился, что такое «тянуть волынку», когда монотонные звуки начинают досаждать своей медлительностью. Чтобы сыграть мелодии, похожие на звучание волынки, ему понадобилось несколько месяцев.
«Одного желания научиться играть на волынке мало. Это сложный для освоения инструмент, требующий не только терпения, но и сил: нужны сильные легкие. Поэтому в Шотландии игре на волынке обучают с раннего детства, чтобы легкие тренировались постепенно. Кроме того, нужна выносливость и сильные ноги. С волынкой не присядешь ни на минуту – играть можно только стоя, - рассказал Павел. - Сам же инструмент - капризный, не переносит сырости и резких перепадов температуры. Мы в основном играем на немецких волынках. Часть деталей заказываем у зарубежных мастеров, часть делаем сами. Поскольку моей любимой остается шотландская волынка, то я ей тоже стараюсь уделять время». По примеру товарищей, он почти сразу после своего прихода в коллектив принялся мастерить волынки, ориентируясь на гравюрные изображения старинных инструментов.
Со временем стал пополняться и репертуар «Five shilings». Ребята признаются, что нотных сборников XIV-XVI веков до нашего времени дошло немного. Они же, сохраняя 60% аутентичности, адаптируют старинные образцы для современных слушателей, добавляя в них задорные, игривые нотки, чтобы создавать веселое настроение. Им кажется, что не все способны проникнуться древними мелодиями, которые, как они считают, были все-таки весьма специ­фическими, если не унылыми. Благодаря Наталье Крупновой у них появляются еще и авторские стилизованные композиции.
Фестивальный марафон
Если около двух лет назад «Five shilings» начинали выступать на фестивалях исторической реконструкции, в том числе на нашем «Ратном деле», тульской «Баталии» и питерской «Пограничной крепости», то в этом году состоялся их дебют на большой сцене, который в итоге вылился в целое фестивальное шествие. На музыкальном фестивале «Рок над Волгой» они играли знаменитую «Венгерку» вместе с самарской группой «Барабаны АШЕ». С ними же выступили на подмостках «Барабанов мира», подарив публике и свое завораживающее звучание шести волынок. На Мета-фесте «Five shilings» оказались вовлечены еще и в спонтанный музыкальный батл с казанской фолк-группой Random Reel. Попеременная импровизация музыкантов собрала не меньше зрителей, чем концертное выступление и оказалось еще более интересным своей контрастностью (совместное выступление самарцев и казанцев состоится 27 октября в рок-баре «Подвал»). Потом звуки их волынок немного разбавили фестиваль байкерской культуры «Территория свободы» и украсили молодежный фестиваль уличного искусства «Пластилиновый дождь». В Струковском парке в день проведения фестиваля цветов «Five shilings» вызвали у пуб­лики настоящий восторг.

Музыкальный инструмент мира
Волынка представляет собой воздушный резервуар, который делается из телячьей или козьей шкуры, снятой целиком, в виде бурдюка, зашитой наглухо и снабженной сверху трубкой для наполнения меха воздухом. Снизу прикреплены одна, два или три игральные язычковые трубки, служащие для создания многоголосия. Среди разновидностей волынки известны шотландская, французская, немецкая, испанская (гайта), армянская (паркапзук), белорусская (дуда), русская (сродни жалейки), мордовская, чувашская.

На фестивале «Рок над Волгой» «Five shilings» выступили вместе с группой «Барабаны АШЕ»

34

Последние статьи

19 июля
18 июля
17 июля
16 июля
15 июля
13 июля
12 июля

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30