ТЕНДЕНЦИИ

Недорогое удовольствие

Расценки на услуги интернет-провайдеров продолжат снижаться

Конкуренция заставляет интернет-провайдеров делать услуги максимально привлекательными для абонентов. И общая тенденция на рынке – рост скоростей при снижении цен. Провайдеры и эксперты полагают, что повышение цен на интернет-услуги в перспективе маловероятно.

Востребованный продукт
  Средняя месячная аудитория Интернета в России в 2011 году увеличилась на 17%. Теперь этот показатель составляет 54,5 млн человек. В прошлом году Россия вышла на шестое место в мире по количеству абонентов, подключенных к широкополосному доступу в Интернет. Широкополосный доступ был подключен в 21,7 млн российских домохозяйств (39% всех домохозяйств страны). Таковы данные интернет-компании «Яндекс». Причем, как отмечается в исследовании, 93% новых российских пользователей проживают за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Впрочем, несмотря на быстрый рост, проникновение Интернета в регионах пока значительно уступает Москве и Санкт-Петербургу, где оно превышает 65%. В среднем же, по федеральным округам этот показатель составляет 44%.
По результатам исследования «Яндекса», скорость доступа в Интернет в регионах меньше, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Если в регионах самая распространенная скорость доступа в Сеть выросла на 156% до 6,4 Мбит/с (причем доступ в Интернет на такой скорости стоит, как правило, 500-600 рублей), то в столичных городах России – на 50% до 16,5 Мбит/с. Кроме того, за 2011 год цены на Интернет в регионах снизились, в среднем, на 60%. Больше всего за доступ в Сеть платят жители Дальневосточного округа, меньше всего – Центрального.
Аналитик УК «Финам Менеджмент» Анна Зайцева напоминает, что тенденция к снижению цен началась еще раньше. Эксперт приводит данные компании «Яндекс» за 2010 год. Тогда средняя стоимость доступа в зависимости от округа снизилась на 30-60%. «В частности, в ПФО снижение составило 43%. Мы полагаем, что тенденция к снижению в целом сохранилась в течение 2011 года, и по итогам периода снижение также измерялось двузначными показателями», – отмечает Анна Зайцева.
 
Понижательный тренд
 PR-менеджер филиала «ЭР-Телеком» в Самаре (бренд «Дом.ru») Дмитрий Дорошенко сообщает, что в течение нескольких последних лет на интернет-рынке наблюдалась устойчивая тенденция к снижению стоимости услуг. «С развитием технологий и ростом конкуренции самарский рынок широкополосного доступа в Интернет закономерно движется в сторону увеличения скоростей и снижения тарифов, – поясняет заместитель генерального директора по стратегическому планированию группы компаний «Теленет» Нэлла Васильева. – В 2011 году расценки на услуги провайдеров существенно не менялись, цены сохранялись на прежнем уровне. Более того, большинство провайдеров в рамках специальных акций снижали цены на услугу доступа в Интернет (в частности, в компании «Теленет» в рамках акции «Толстый Интернет» от «Теленет» предлагали подключение к услуге доступа в Сеть со значительными скидками), запускали выгодные пакетные предложения для абонентов (в настоящее время действует акция «I Ц – Интернет+Цифровое кабельное телевидение» от 415 рублей в месяц)».
 Начальник отдела по связям со СМИ Самарского филиала ОАО «Ростелеком» Елена Чистова также отмечает, что в 2011 году в массовом сегменте наблюдалась тенденция к снижению тарифов на услуги доступа в Интернет. «Основной фактор – это все более ужесточающаяся конкурентная ситуация, появление новых игроков на рынке, а также появление более легких в подключении вариантов доступа в Интернет, – сообщает эксперт. – Примером служит новое предложение услуг доступа в Интернет от Ростелеком, где за скорость доступа до 50 Мбит/сек абонент платит всего 303 рубля в месяц при отсутствии ограничений по объему скачанного трафика. Заказывая услуги в комплексе, абонент дополнительно получает до 27% скидку на услуги IP-TV и до 120 минут внутризоновых и междугородных вызовов в подарок».
Что же касается корпоративных клиентов, в их отношении у большинства провайдеров, как правило, действует особая ценовая политика. В частности, как сообщает Нэлла Васильева, компания «Теленет» делает упор на индивидуальный подход, предлагая организациям тарифы в зависимости от их потребностей и финансовых возможностей. А при необходимости компания и вовсе разрабатывает индивидуальные тарифные планы для корпоративных клиентов.
По словам Елены Чистовой, в 2011 году в корпоративном секторе преобладали предложения гибких тарифных планов и индивидуального подхода. Наметилась тенденция к снижению тарифов с одновременным увеличением объемов услуг.

Прекрасное будущее  
«Мы ожидаем, что в дальнейшем одним из драйверов дальнейшего снижения может стать переход на более совершенные мобильные решения, в частности, использование сетей связи четвертого поколения и технологии LTE», – заявляет Анна Зайцева.
И по мнению Нэллы Васильевой, вряд ли в ближайшее время можно говорить о росте цен на услуги интернет-провайдеров. Дмитрий Дорошенко также уверен, что сейчас, в условиях высокой конкуренции, понижательный тренд остается актуальным. «В обозримом будущем повышение цен представляется маловероятным. Скорее, наоборот – привлекая новых абонентов, провайдеры предлагают все новые акционные предложения, в рамках которых на время снижают размер абонентской платы», – подчеркивает эксперт.
 Считает маловероятным повышение тарифов на массовом рынке в крупных регионах с большим количеством действующих провайдеров и Елена Чистова. «В борьбе за абонента провайдеры стараются сделать услугу максимально привлекательной, обеспечив высокие скорости по минимальной цене. Это касается в первую очередь крупных федеральных провайдеров. Более мелкие локальные операторы придерживаются тактики повторения за лидером и вынуждены прибегать к таким же инструментам. Поэтому на данный момент на самарском рынке сложилась ситуация, когда большинство игроков предлагают тарифы со схожими характеристиками, – отмечает Елена Чистова. – В корпоративном секторе цены на услуги сети передачи данных имеют тенденцию к незначительному снижению либо стабилизации. Сейчас провайдеры активно продвигают пакетные предложения услуг, в которые будут включаться основные услуги связи в различных вариантах. Это может дать относительный рост общего счета за услуги связи, но при этом стоимость каждой из услуг может снижаться».
 
Анна ЗАЙЦЕВА,  аналитик УК «Финам Менеджмент»:  
– Стоит подчеркнуть, что в последние годы на фоне бурного развития индустрии сохранялась тенденция к существенному снижению стоимости доступа. Естественно, рост проникновения, развитие технологий (в частности динамичное развертывание ШПД), усиление конкуренции – становятся основным фактором дальнейшего снижения стоимости доступа. Мы не видим оснований для роста стоимости услуг провайдеров в дальнейшей перспективе.
 
Елена ЧИСТОВА,  начальник отдела по связям со СМИ Самарского филиала ОАО «Ростелеком»:
 – Основные факторы, влияющие на стоимость услуги, – это стоимость внешних ресурсов (не важно, собственные они или приобретаемые) и затраты на строительство и развитие сети передачи данных, развернутую на территории обслуживания. В большинстве случаев размер тарифов не зависит от технологии предоставления услуг, а зависит лишь от характеристик тарифных планов.
 
 
Нэлла ВАСИЛЬЕВА, заместитель генерального директора по стратегическому планированию группы компаний «Теленет»:
 – Сегодня уже никого не удивить тарифами доступа в Интернет на скоростях до 100 Мбит/с при сохранении цен на прежнем уровне. В конкурентной борьбе за абонента на первый план выходит повышение качества услуги (рост скоростей) и качества сервиса, предоставление абонентам дополнительных бонусов и дополнительных услуг за те же деньги.

5

Последние статьи

19 июля
17 июля
14 июля
12 июля
07 июля
04 июля
03 июля
02 июля
28 июня
25 июня
24 июня

Архив Рынки

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6