театр

Цирковая трагедия

В Самаре сыграли один из лучших российских спектаклей последних лет
Показ магнитогорской «Грозы» Льва Эренбурга можно считать театральным событием года
Показ магнитогорской «Грозы» Льва Эренбурга можно считать театральным событием года

Программа «Золотой Маски» «Лучшие спектакли в городах России», впервые привезенная в Самару, была, скажем честно, небогатой. Но показ магнитогорской «Грозы» Льва Эренбурга можно считать театральным событием года.

Этому спектаклю уже немало лет – поставлен он в 2007-м, в 2008-м получил «Золотую Маску», были вводы артистов, вернулась из декрета на роль Варвары Лариса Меженная (когда-то работавшая в Самаре актриса). Спектакль объехал много стран и городов, получил массу разнообразных призов и, что удивительно, не разошелся ни по одному шву.
 «Гроза» - один из главных российских спектаклей последних лет, случившийся из сплава двух мощных энергий: петербургского режиссера и крепкого провинциального театра. Эренбург представил совершенно свежий, незамутненный, незашоренный взгляд на Островского, частично переписав текст, но гораздо больше сделав этюдами. Эта оживленная, очеловеченная «Гроза» пронзает глубоко и сильно - так, что хрестоматийный текст становится «про тебя». Я знаю гораздо больше поклонников этого спектакля, чем противников, – нужно было видеть, как зал на «Золотой Маске» (гораздо менее благодушный, чем в Самаре) аплодировал после каждого эпизода. Но часть зрителей, в первую очередь профессиональных, вменяют Эренбургу в вину излишнее «трюкачество» и работу на потребу публике.
 Спектакль, и правда, сочинен до невозможности остроумно - от декораций Алексея Вотякова (огромные мостки и низкий забор, отделяющий от нас бассейн, над ним зеркало, в котором мы видим воду) до эпизодических ролей. И трюков на грани фола здесь, правда, много, но Эренбург, тончайший мастер, фантастическим образом умеет балансировать на этой грани. Он ставит спектакль между цирком и трагедией, но так, что мы не замечаем швов между одним и другим. Вот Варвара просит Тихона перед отъездом покатать ее, и он сажает сестру на закорки, и ржет по-лошадиному – сколько раз катал так маленькую сестру – и когда начинает рыдать, не сразу замечаешь.
 Все вроде бы страшно смешно – вот в бане, в которой начинается действие, Тихон никак не может поймать выскальзывающее из рук мыло, вот безнадежно влюбленная в него Глаша сует пряники себе под юбку, чтобы приворожить ими хозяина, вот Катерина засыпает на первом свидании с Борисом, но сколько в этом смехе боли по людям, таким хорошим, но как-то не так друг друга любящим – кто безраздельно, как Тихон, от которого Катерину тошнит совсем не фигурально, кто мучительно для близких, как Кабаниха (прекрасная актриса Надежда Лаврова). И Катерина здесь - только одна из них, «так бы и полетела, так бы и полетела», а руки раскинуты на простыне, которая сушится на бельевой веревке, и веревка не пускает дальше полуметра, впивается в шею - вот и полетела...

2

Последние статьи

все новости

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4