Экспозиция

Побежденные в городе

Действительно актуальное искусство в галерее «Виктория»
Сумки с продуктовыми запасами напоминают посетителям о страхах большого города
Сумки с продуктовыми запасами напоминают посетителям о страхах большого города

В «Виктории» группа молодых художников представила проект «Город победителей», летом выставлявшийся в Москве. Критики и директор галереи Людмила Патрати восхищаются уникальным явлением: художники из Москвы, Киева, Харькова и Самары (Владимир Логутов и Андрей Сяйлев) самоорганизовались без всякого кураторского ока. Спецкору «ВК» же эта выставка показалась самой социально острой и общепонятной экспозицией «Виктории» за последнее время.

Вообще-то все ясно уже при входе. На пути к гардеробу респектабельной «Виктории» расставили металлические ограждения, самые обычные — такие можно увидеть на любом концерте под открытым небом. Корреспондент «ВК», появившись в галерее рано, пронаблюдал, как персонал «Виктории» решал проблему доступа посетителей к вешалкам через этот «Лабиринт» (работа известного московского художника Давида Тер-Оганьяна).  В московской «Риджине», где три месяца назад эта же выставка проходила под названием «Завоеванный город», не позволили вот так с ходу взять зрителей в плен. «Виктория» вообще нравится художникам даже больше московской галереи: она больше по размеру. «Проект доделан, уточнен, некоторые работы имеют отношение к местному контексту. И пространственно выглядит лучше: здесь больше места, а для этой выставки очень важно «пространственное дыхание», потому что она про общественное пространство», - поясняет авторитетный московский арт-критик Екатерина Деготь.

 

Правда, «Плакаты» того же Тер-Оганьяна (черные фигуры кого-то избивают на белом фоне), вопреки сценарию, встречают зрителей уже внутри галереи: расклеенных снаружи наутро следующего дня почти не осталось.

 

В этом тоже город. Пространство победителей и побежденных, как его видят актуальные художники. Победители — это элита. Она устанавливает правила жизни в городе. Обычный человек при этом попадает в систему запретов и правил, искажающих реальность, давящих, уничтожающих город как сообщество. И хотя художники утверждают, что всего лишь констатируют факт, при этом не возмущаясь и не впадая в меланхолию, пафос выставки легко улавливается. Жителей-зрителей хотят разбудить, избавить от лишних страхов и скованности.

 

Илья Будрайтскис, один из идеологов выставки, больше известен как левый активист (сейчас — участник социалистического движения «Вперед»), при этом историк, публицист и художник. В «Городе победителей» он выставил отказы в проведении массовых выступлений и акций протеста. Большинство их вышло из-под пера чиновников ЦАО города Москвы и тянет на произведения искусства. Свои «не может быть согласовано» чиновники пишут с выдумкой, сложными формулировками и ссылками на документы о правах человека. «Исходя из норм международной конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года... сообщаю, что проведение пикета не может быть согласовано», - примерно так. В провинции все прямолинейнее и наивнее: «1. Проблема смертной казни — проблема федерального уровня. 2. Основной состав организаторов пикета — не воронежцы», - пишут в Воронеже. От Самары тут один документ: перечень мест, разрешенных для публичных мероприятий, подписанный главой города в 2007 году. В перечне есть площадь Куйбышева и площадь Кирова, но больше всего авторам документа нравится Красноглинский район — там нашли целых три места, «позволяющих гарантировать наибольшую безопасность...»

 

Так же прямо высказывается известный столичный граффитист Миша Most: в его «Статье № 29» статья Конституции РФ о свободе слова закрашена пятнами краски.

 

«Фроттажи» Александры Галкиной оказались неожиданно самарскими: «слепки» (в технике фроттажа) художница делала прямо с местных вывесок: «Самарская губернская дума», «Министерство иностранных дел РФ. Самарское представительство» - можно прочитать теперь в «Виктории». Копирование официальной стороны жизни города не обошлось без эксцессов: по словам Саши, приходилось долго оправдываться перед охраной.

 

Проект «Город победителей», помимо редкой социальности и прямоты, оказался удивительно внятным: даже известный абстракционист и формалист Владимир Логутов представил пятилетней давности фильм «Made in Kuibyshev», снятый вместе с Андреем Сяйлевым. Город с непарадной стороны, с пьющими музыкантами, дискотеками и неформалами, «город, неизвестный победителям», как сформулировал на выставке сам Логутов — куда уж понятнее!

 

При этом проект выглядит целостным высказыванием — со своим манифестом и без подписей к работам (рядом с произведениями нет фамилий). Есть единое пространство страхов, комплексов и проблем большого города: запретительные документы, сумки, судорожно наполненные продуктами про запас (на злобу дня не хватило еще арбидола), суровые лица стоящих в очереди людей.

 

Перед открытием в «Виктории» организовали дискуссию, что тоже нечасто случается.  Художники (помимо названных это Жанна Кадырова, Николай Ридный и Антон Курышев) сидели на фоне закрашенной статьи Конституции и говорили о том, почему они встали на сторону «побежденных» и отчего их так волнует эта проблема. Видео и текст будут выложены на известном интернет-портале по искусству opespace.ru. Еще месяц в «Виктории» можно посмотреть, как выглядит действительно актуальное искусство.

 

Комментарии

 

Екатерина Деготь, арт-критик, историк искусства, член-корреспондент Академии художеств России, шеф-редактор раздела «Искусство» на интернет-портале openspace.ru, куратор выставок:

 

- Этот проект — инициатива самих художников, и это очень важно. Поэтому и говорить они будут сегодня сами, о том, о чем захотят. Я рада видеть трансформацию выставки в лучшую сторону, по сравнению с тем, как она была представлена в Москве.

 

- Проект очень социальный...

 

- А вы знаете, мне кажется, это является единственным содержанием искусства. Иначе оно превращается в украшение быта, а в этом скорее роль дизайна. И если художники могут нам напомнить, что в искусстве есть какой-то смысл, имеющий отношение к нашей жизни — а в этом и есть значение слова «социальный», - то это главное, что искусство может сегодня сделать.

 

- Зимой вы говорили, что ситуация экономического кризиса может сыграть на руку художникам?

 

- Вот, пожалуйста — прекрасный пример. Поскольку у «Риджины» сейчас бурных продаж не предвидится, галерея может посвятить пространство и время экспериментальным проектам. Вот один из них. Коммерческая галерея предоставила помещение некоммерческому проекту.

 

- Эксперимент в самом факте объединения?

 

- В том, что это художественная инициатива самих авторов — так нечасто делается у нас в стране. Обычно художники занимают пассивную позицию, ждут куратора. А саму по себе выставку я бы не назвала экспериментальной, это просто очень целостный, даже в какой-то степени активистский проект.

 

Илья Будрайтскис, автор манифеста и участник выставки, историк, публицист и художник, активист социалистического движения «Вперед»:

 

- Идеология выставки идет от вас?

 

- Наверное. Я текст, например, писал. Эта выставка связана с политическим измерением искусства. Нельзя сказать, что она обладает четким идеологическим посланием, но, несомненно, поднимает политические вопросы. Основной вопрос — отношения между победителем и побежденным как сосуществование. Пространство полностью выстроено, доминировано, дисциплинировано другой стороной, элитой. Оно требует от нас серьезных размышлений о своем месте в мире. Готовы ли мы с этим мириться? Готовы ли мы это принять как данность? Готовы ли мы отрицать сам факт того, что существуем в подавленном состоянии?

 

- Города ведь разные.

 

- Мне кажется, везде примерно одно и то же. Пространство любого российского города враждебно к его обычным жителям. Это переживают все, необязательно как политическую проблему. Может быть, как отчуждение или состояние дискомфорта.

 

Что касается форм дисциплины, то их тоже можно сравнить в разных городах. Например, мы выставили несколько документов о запрете митингов.

 

- Почему самарский документ именно такой — не запретительный, а список разрешенных для публичных акций мест?

 

- Он очень показательный. Если в нашем распоряжении есть такой документ — другие уже не нужны.

3

Последние статьи

14 июня
13 июня
11 июня
10 июня
09 июня
08 июня
07 июня

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6