ТЕНДЕНЦИИ

Возможности для конкуренции

Проникновение широкополосного доступа в Интернет будет расти за счет дополнительных услуг

Число абонентов широкополосного доступа (ШПД) в Интернет в России постоянно растет. Говорить о насыщении пока рано, но конкуренция межу провайдерами переходит в сферу дополнительных услуг. Например, в недалеком будущем провайдеры будут предлагать частным пользователям такие услуги, как видеонаблюдение и «умный дом».

Востребованный сегмент

За третий квартал, по данным информационно-аналитического агентства Telecom Daily, количество абонентов ШПД в России увеличилось на 3,9%  - до 21,3 млн человек. По прогнозам агентства, 2012 год завершится тем, что число российских абонентов превысит 22 млн, что позволит добиться уровня проникновения услуги в 41%. По прогнозам различных экспертов, общий объем отечественного рынка ШПД в 2012 году может вырасти на 9%. Впрочем, по данным фонда «Общественное мнение», в России намного больше пользователей Сети. ФОМ называет высокую цифру – 59,4 млн человек, но с оговоркой, что сюда входят не только абоненты проводных провайдеров, но и клиенты операторов сотовой связи, а также россияне, получающие доступ в Интернет на рабочем месте, в коллективных точках доступа и через публичные Wi-Fi-сети.
Провайдеры, работающие на территории Самарской области, считают, что в губернии показатели проникновения ШПД превышают среднероссийские. «Самара – один из самых быстроразвивающихся городов России, услуга широкополосного доступа в Интернет здесь очень востребована, – отмечает директор по продажам и маркетингу филиала «ЭР-Телеком» в Самаре (бренд «Дом.ru») Екатерина Косырева. – По нашим оценкам, процент проникновения ШПД в Самаре к концу года составит 78%, а в 2014 году достигнет 90%, что сравнимо с Москвой и Санкт-Петербургом. Для интернет-рынка Самары характерен темп прироста выше общероссийского – 12% по итогам 2012 года. С ростом проникновения ШПД темпы будут сокращаться и к 2014 году уменьшатся до 7% в год».
Пресс-секретарь Самарского филиала ОАО «Ростелеком» Елена Чистова считает прогнозы экспертов вполне реальными, в том числе и для Самарской области. «По нашим оценкам, в течение следующих 5-6 лет можно ожидать продолжения роста рынка», – сообщает Елена Чистова. Заместитель директора – руководитель Центра предоставления и сопровождения услуг связи, маркетинга и прямых продаж компании TELENET Нэлла Васильева ссылается на данные аналитического агентства iKS-Consulting агентства, в котором считают, что степень развития рынка ШПД в РФ достигла такого уровня насыщения, когда привлечение новых абонентов затруднено. «Даже если просмотреть динамику интернет-аудитории за прошлый год, ее прирост в столицах составил всего 6%, а самый большой рост интернет-аудитории оказался в селах – 33%, – подчеркивает эксперт. – Говорить о пределе насыщения рынка ШПД в Самаре, возможно, преждевременно, тем не менее, борьба провайдеров за новых абонентов становится более жесткой. В перспективе сложится ситуация, аналогичная ситуации с кабельным телевидением: прирост абонентской базы будет идти за счет нового строительства, переключения абонентов от конкурентов и, возможно, за счет проникновения сетей в пригород и села, где есть многоэтажное строительство».

Точки роста
И все же провайдеры считают, что для роста проникновения ШПД достаточно возможностей. В условиях большого количества предложений от интернет-провайдеров абоненты начинают выбирать услуги исходя не только из их стоимости, но и с учетом скорости доступа, бесперебойности, выгодных пакетных предложений, уровня клиентского и технического сервиса. По мнению Екатерины Косыревой, именно эти факторы позволят телеком-операторам стабильно наращивать абонентскую базу и повышать лояльность действующих пользователей.
Елена Чистова отмечает, что развитию рынка способствует как растущая компьютеризация населения и рост потребностей бизнеса в оперативном и устойчивом обмене информацией и данными любого вида, так и рост популярности Интернета за счет распространения социальных сетей, интернет-торговли и других сфер онлайн-активности. «К примеру, возможность оплаты через Интернет услуг ЖКХ и связи, электронные дневники школьников сегодня уже воспринимаются как норма, – говорит она. - Важным фактором является и работа провайдеров по развитию сетей передачи данных. К примеру, компания «Ростелеком» в течение 2012 года значительно увеличила емкость сетей FTTb в Самаре, Тольятти, Сызрани, Чапаевске, что, безусловно, позитивным образом повлияло на увеличение количества абонентов».
Нэлла Васильева полагает, что для привлечения абонентов операторы изменят подход к предоставлению услуги доступа в Интернет. «Один из вариантов – возможность абонентам самостоятельно регулировать скорость доступа в Интернет. Абоненты смогут не только устанавливать лимит скорости, но и менять его в любое время, а также устанавливать различную максимальную скорость в различное время суток, – рассуждает эксперт. – Имеет смысл говорить и об узкой сегментации продуктов – например, варианты доступа в Сеть с учетом потребностей определенных целевых групп и особенностей потребления. Например, для студентов, домохозяек и других групп, с разной скоростью доступа в Интернет в разное время суток, доступом к определенным Интернет-ресурсам, необходимым набором дополнительных услуг».
Также Нэлла Васильева напоминает о таких направлениях, как IP-телефония и IPTV, которые сегодня предлагают многие операторы. «Например, абоненты компании TELENET, проживающие в зоне охвата FTTB сети, могут бесплатно смотреть IPTV – около 30 телеканалов, IP-телефония входит в состав пакетных предложений «КИТ» – кабельное+Интернет+телефон. Возможно, в перспективе, что касается IPTV, абоненты смогут сами составлять свои пакеты каналов, а абонентское оборудование будет предоставляться провайдерами бесплатно», – отмечает эксперт.

Новые услуги
В перспективе у провайдеров будут появляться новые продукты и услуги. Например, видеонаблюдение и начальные концепции «умного дома». «Услугу видеонаблюдения и «умный офис» телеком-операторы начинают внедрять уже сейчас. В настоящее время они востребованы среди корпоративных клиентов, но со временем получат распространение и среди частных пользователей», – сообщает Екатерина Косырева.
Нэлла Васильева также отмечает, что сегодня ряд провайдеров предлагает услугу видеонаблюдения – возможность через компьютер или мобильный телефон удаленно подключиться к камере и в режиме реального времени просматривать все, что происходит дома или в офисе. «Думается, список подобных услуг будет расширяться (путь к интеллектуализации здания с программным управлением и контролем системами охраны и пожарной безопасности, инженерными системами, электронными устройствами и т.д.), а Интернет-провайдеры в перспективе смогут выступать как поставщиками подобных услуг, так и партнерами в реализации концепции «умного дома»», – говорит эксперт.
Чистова Елена также сообщает, что компания «Ростелеком» планирует двигаться в направлении развития ШПД-сервисов для потребителей, наполняя основной продукт все новыми возможностями для клиентов. В частности, в планах внедрение «Умного/безопасного дома» – цифрового пространства для наших потребителей, призванного максимально облегчить и упростить все телекоммуникационные сервисы в доме, включая не только стандартный доступ в Интернет, но и услуги безопасности и прочие возможности.

Развитию рынка способствует растущая компьютеризация населения и рост потребностей бизнеса в оперативном обмене информацией, а также распространение социальных сетей.


Елена ЧИСТОВА,
пресс-секретарь Самарского филиала ОАО «Ростелеком»:
– Мы продолжим начатые в этом году инициативы по пакетированию наших сервисов с целью создать наиболее клиенто-ориентированное и по цене и по наполнению предложение. Наши контентные услуги, разумеется, получат новое наполнение – это и новые ТВ-каналы, и новейшее видео- и музыкальное содержание, встроенные возможности коммуникаций и электронной коммерции.

Екатерина КОСЫРЕВА,
директор по продажам и маркетингу филиала «ЭР-Телеком» в Самаре (бренд «Дом.ru»):
– Российский рынок телекоммуникаций идет по пути Европы и Америки с опозданием примерно на пять лет. Исходя из этого, в нашей стране можно прогнозировать широкое распространение цифрового ТВ с большим количеством HD-каналов и интерактивных сервисов. Еще один тренд – дальнейший рост скоростей доступа в интернет и развитие мультискрина (многоэкранности – возможности просматривать один и тот же контент на нескольких устройствах – экране ТВ, в планшете, телефоне и т. д.).

Нэлла ВАСИЛЬЕВА,
заместитель директора – Руководитель Центра предоставления и сопровождения услуг связи, маркетинга и прямых продаж компании TELENET:
– Меняется ситуация на уже освоенном рынке: сегодня уже недостаточно предложить абоненту доступ в Интернет по выгодной цене. В ситуации, когда провайдеры предлагают доступ в Интернет почти на равных условиях, на первый план выходят уже не скорость доступа и цена, а качество услуги и сервисного обслуживания. Будет расширяться спектр дополнительных услуг – преимущество будет иметь та компания, которая сможет понять потребности своих абонентов. Будут востребованы все услуги, решающие узкие конкретные задачи абонента, а также обеспечивающие безопасность компьютера и быструю и комфортную работу в Сети. Оплачивать услуги можно будет, не выходя из дома, имея лишь денежные средства на мобильном телефоне крупных операторов мобильной связи. Расширится и список бесплатных дополнительных услуг, в частности, касающихся информирования абонента, безопасности компьютера и стабильности использования услуги доступа в Интернет. Возможно, они будут предоставляться по умолчанию, причем так, чтобы абоненту ничего не пришлось делать для их установки и активации.

25

Последние статьи

11 ноября
09 ноября
29 октября
23 сентября
15 сентября
14 сентября
12 сентября
06 сентября
04 сентября
03 сентября
30 августа
28 августа
23 августа
21 августа
20 августа
17 августа

Архив Рынки

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2