театр

Кирилл Шморгонер: «Будет страсть – значит, будет танго»

В пятницу в Самарском театре оперы и балета состоится премьера Вечера одноактных балетов. Зрители увидят балет «Шопениана» в постановке балетмейстера Мариинского театра Габриэлы Комлевой и «Танго…Танго…Танго…» - балет Кирилла Шморгонера на музыку Пьяццолы. С худруком Самарского балета мы беседуем за несколько дней до премьеры.

 - Балетный фестиваль имени Аллы Шелест и подготовка премьеры проходят одновременно. Как справляется труппа?
 - С напряжением, конечно. Но, знаете, когда Майю Плисецкую спросили, трудно ли сниматься в кино, она ответила: «После балета все легко». Балет – крепкая специальность. Да, ворчим, бывают травмы, но танцевать спектакль через день – это норма. За границей мы каждый день работаем, просто меняются ведущие солисты. Конечно, дополнительная трудность в том, что некоторые спектакли фестиваля давно у нас не шли. «Лебединое озеро» мы в этом сезоне «переодели» в новые декорации и костюмы Вячеслава Окунева.
- Театр в эти дни выпускает Вечер одноактных балетов. Габриэла Комлева, ставящая «Шопениану», говорит, что это один из сложнейших балетов мирового репертуара.
 - В нем нет никаких технических сложностей, но простые вещи нужно делать идеально чисто. В «Дон Кихоте» сделал удачно прыжок – и многих других ошибок не видно. Но кроме того, еще важно поймать этот стиль. «Шопениана» - один из лучших балетов, сохранившихся до наших дней, явно лучший балет Фокина и вообще гордость русского балета. Он требует большой отдачи от каждого – и от солистов, и от кордебалета. Кроме того, в нем звучит чудесная музыка – правда, в обработке Александра Глазунова, но он очень тонко оркестровал: все, что у Шопена было заложено в его вальсах – настроение, состояние, он прекрасно передал.
 Второй балет - на контрасте - «Танго… Танго… Танго…» Пьяццолы. В Перми я ставил его как большой концертный номер на шесть пар. В Самаре премьеры труппы тоже захотели танцевать эту музыку. Пришлось придумывать либретто: молодой человек потерял любимую, она ему кажется здесь, там - но оказывается, что все это не она… Сколько я видел балетов на музыку Пьяццолы, сюжеты у всех перекликаются. Но думаю, что в этом спектакле будем брать не либретто. Во-первых, у нас прямо на сцене сидит ансамбль «Астория», ребята (их пятеро) играют здорово. Во-вторых, балет будет ярко оформлен. Затем это встреча с совершенно другой хореографией. Мы показывали тот пермский номер как-то в Ирландии, и на концерте посол Аргентины пришла в неописуемый восторг, восхищалась, как мы поняли душу аргентинского танго.
- Технически это сложный балет?
 - Просто другая техника. Одна пара, когда герою видится любимая, танцует классически, на пальцах, а остальные - стилизованные под аргентинское танго номера. Будет страсть – значит, будет танго.
- Часто вообще ставят Пьяццолу?
 - Балетов не так много, номеров - тьма. Я знаю, что ставил Бежар, очень здорово ставил, но с мужскими парами.
- Эта премьера – ваша первая работа с новым главным художником?
 - Да, с Еленой Соловьевой мы одновременно работали в Перми, но спектакли я тогда ставил с другими, приглашенными художниками. Здесь мы, надо сказать, не сразу пришли к консенсусу, но пришли удачно. По-моему, у нас получается, но увидите сами. Чтобы сказать «какой вкусный пирог!», его нужно поесть.
- В каком состоянии труппа? Три года назад вы говорили, что недокомплект.
 - И сейчас еще есть недокомплект, но уже более или менее, у нас есть настоящие звезды, лауреаты конкурсов. Недавно пришла еще одна новая девочка, очень красивая, высокая, длинноногая – Аня Высочина, дочь пермских артистов балета. Сейчас стало намного легче, но еще человек 15 нам надо найти, чтобы показать в «Лебедином озере» 32 лебедя, как положено. Просто проблема решается постепенно - выпускники бывают только раз в году. Надеюсь, что через пару лет все будет на месте.
- Есть ли будущие звезды в Самарском хореографическом училище?
 - Пока не знаю. Есть одна девочка, она танцевала Мальчика-с-пальчика в «Спящей красавице». Но для того чтобы училище действительно пополняло труппу театра хорошими танцовщиками, лет 15 должно пройти. У нас пока нет своего здания, но мы стараемся. Сейчас отдаем училищу помещения с трех часов до шести, но сейчас пять классов, потом будет труднее, появятся шестой и седьмой. Нужно настоящее здание.
- Александр Васильев подписал контракт на оформление «Павильона Армиды»?
 - Да. Это балет, который труппа уже знает, мы его «переоденем».
- Продолжится ли сотрудничество с Владимиром Васильевым после постановки «Анюты»?
 - Да, но пока он предлагает перенести спектакль, который уже ставил. Я говорю: Владимир Викторович, мне не нужен балет, который ты уже где-то ставил, мне хочется, чтобы здесь в первый раз шел твой спектакль. Мы говорили с ним о «Пер Гюнте», и ему эта мысль понравилась.
- О каком балете на самарской сцене вы мечтаете?
 - О хорошем (смеется).
- Может быть, есть какой-то спектакль, который сейчас возможности не позволяют поставить?
 - Я буду ставить «Ромео и Джульетту», хотя для него нужно иметь массу артистов: Ромео, Джульетта, Тибальт, родители – все персонажи должны быть образно яркими. Надеюсь, что получится договориться с пермским балетмейстером Николаем Боярчиковым о постановке его спектакля по Маяковскому. Он говорит мне, что Маяковский сейчас не моден, но при чем тут мода. На следующий сезон мы будем ставить балет «Пиковая дама» в оформлении Михаила Шемякина. Я уже ездил к нему на переговоры. Композитор – Александр Чайковский, обработавший музыку оперы Чайковского
- С петербургским художником Вячеславом Окуневым еще будете работать?
 - Да, он будет делать новое оформление для «Баядерки». А «Ромео» оформит мой хороший знакомый - главный художник московского РАМТа Станислав Бенедиктов.

 Справка:
 Шморгонер Кирилл Александрович (род. 03.01.1940, Свердловск) - артист, педагог, балетмейстер. Засл. артист РСФСР (1969). Сын дирижера А.Д. Шморгонера. Окончил Пермское государственное хореографическое училище (1961), факультет хореографии Пермского института искусства и культуры (1980), балетмейстерский факультет ГИТИС (1992, класс В. В. Васильева). В 1961-1983 гг. - ведущий танцовщик, а в 1989-2002 гг. - художественный руководитель балетной труппы Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского. Поставил в Перми балеты: «Гусар в чепце» И. Н. Кудинова (1983), «Анюта» В. Гаврилина (1990), «Вечер современной хореографии» (1991), «Кончерто барокко» на музыку И. С. Баха, «Шахматы» А. Блисса, хореографические импровизации С. Рахманинова «Симфонические танцы», «Танго» А. Пьяццоллы (1997), «Бахчисарайский фонтан» (1998), «Дама пик»; в Красноярском театре – «Коппелия» (1983). Автор множества хореографических миниатюр, член жюри конкурса «Арабеск» (Пермь, 1990-2002). С 2008 года – художественный руководитель балета в Самарском театре оперы и балета.
 (на основе энциклопедии «Пермский край»)

 

40

Последние статьи

все новости

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4