история губернии

«Случайные» судеб сплетенья

Двенадцать месяцев из жизни «ВК»: Июль

«…Июль в Самаре - это значит, надо ехать на Грушинский фестиваль. Какой июль в Самаре без Грушинского. Он всегда в июле. Всегда в первые субботу и воскресенье месяца.

 - А сколько ему, Грушинскому? - спросил я Исайя Фишгойта (рассказывал в одном из июльских номеров «ВК» 2006 года Борис Кожин).
  - На Мастрюковских озерах - с 69-го, - говорит.
  Это они - Исай Фишгойт, Артур Щербак, Климов и другие создавали ГМК- 62. Оттуда и Грушинский. И никто представить себе не мог, во что это вырастет и чем станет. Фестиваль всякий раз освещали наши областные и городские СМИ («ВК» - не исключение), пытаясь разгадать его загадку. На Грушинский приезжали десятки тысяч людей! Зачем? Что их туда так тянет, эти десятки тысяч? Туда, на поляну, к роскошной плавающей гитаре. Его отменяли. Сначала обком комсомола его учредил в 69-м году, а потом отменил. Но это было бессмысленно! Он возникнет снова. Он и возник. Потому что нужен. А вот зачем? Это как раз - тайна. Загадка. Грушинский фестиваль - это такая же загадка, как наш город. Как вот эти вот отроги Жигулей там, рядом, в Мастрюково... Зачем? Что они ищут здесь, эти странные люди? Уже далеко не мальчики и не девочки. Есть, наверное, здесь нечто выше музыки, выше песен... Песни, впрочем, там звучали часто прекрасные. Туда ведь кто только ни приезжал, все знаменитые барды в свое время побывали на Грушинском: там были Никитины, Ада Якушева, Галина Хомчик, Юрий Кукин...»
  Однако об этом — несколько позже. А сейчас вернемся к напечатанному. Тем более что есть такая необходимость.
  «Ищешь Индию, найдешь Америку»
 Внимательный читатель наверняка заметил, что статья, опубликованная под этим заголовком в номере от 8 июля с.г., получилась какой-то незавершенной что ли. И во всем «виноват» здесь Доктор Руссель, его шикарное кругосветное путешествие из Самары длиною в жизнь «съело» почти полностью отведенную на июнь полосу. Биографию Николая Судзиловского, помимо всего прочего — первого президента первого демократического правительства Гавайев - планировалось дать кратко, «телеграфным стилем» или же ограничиться статьей из «Большой Советской Энциклопедии». Я планировал больше рассказать о том, как порой замысловато переплетаются в газете и в нашей жизни события и судьбы. Работая с архивом «ВК», я достаточно часто сталкиваюсь с такими вещами, которые можно было бы назвать случайностями, но... Впрочем, поясню на примере. В прошлом году в «ВК» публиковалась серия статей о наших бывших редакторах. В материале «Они были первыми» («ВК» от 16.01.2010 г.) речь шла об Алексее Митрофанове — бывшем редакторе нашего издания. Просматривая этот номер, я случайно наткнулся на информацию о пребывании в Самаре известного политика Алексея Митрофанова. Стоп себе, думаю, а не внук ли он нашего бывшего редактора. Согласитесь, что-то в этом есть: в тот же день, когда газета вспоминает о человеке, к нам в город приезжает его внук. И я начал архивные поиски. На тот момент мне было известно лишь то, что Алексея Христофоровича перевели в Москву. Из интервью Алексея Митрофанова (информация о том, что они тезки — меня только раззадорила: внука могли вполне назвали в честь деда, с кем не бывает) я узнал, что его родители были чиновниками высокого ранга. Что ж, и наш бывший редактор - человек не маленький: все-таки первый биограф Ленина. Все сходилось, пока я не выяснил, что отчество отца Алексея Митрофанова совсем не Алексеевич, и, следовательно, я вытянул пустышку. Однако только благодаря этому поиску я больше узнал о судьбе Алексея Христофоровича, узнал, кстати, что до нас он редактировал газету «Уральский рабочий», которая так же, как и «Волжская коммуна», жива до сих пор и тоже перешагнула столетний рубеж. Родился он в большой батрацкой семье в Калужской губернии в 1879 году. Подростком работал на московской фабрике, столярничал в Перми. В 1906 году с паспортом на чужое имя ушел в подполье и вел партийную работу в Екатеринбурге, Тюмени, Уфе. Самостоятельно овладел грамотой, затем всю жизнь совершенствовал свои знания. А партийный псевдоним его был: Романыч. После «ВК» он работал редактором газет «Голос трудового крестьянства» и «Советский Дон», журнала «Красный пахарь». В начале Великой Отечественной войны тяжело больного Митрофанова эвакуировали из Москвы на Урал в дом отдыха «Тургояк», где 2 сентября 1941 года он скончался.
 Вот так: ищешь одно — находишь другое. В этом тоже есть нечто загадочное.
   
  Ушел за туманом последний романтик
  В плане того же материала стоял и эпизод с Юрием Кукиным. Собственно, ради него и вспомнили мы о Докторе Русселе. Но тогда не получилось, а потом жизнь внесла свои коррективы. Печальные, к сожалению. И я, честно говоря, сейчас благодарен Судзиловскому за его «вмешательство». Дело в том, что именно в тот день (номер от 8-го, как и положено, был отправлен в типографию 7 июля, такова технология выпуска газеты), когда статья готовилась к печати, Юрия Кукина не стало. Узнал я об этом гораздо позже из Интернета, по информации РИА «Новости»: «7 июля 2011 года известный бард, автор песни «За туманом» Юрий Кукин скончался на 79 году жизни в Санкт-Петербурге...»
  Все дело в том, что в материале о Николае Судзиловском, публиковавшемся с продолжением в течение нескольких месяцев 2006 года в «ВК», в качестве подзаголовков использовались строчки из песни Юрия Кукина «Солдат Киплинга», которые идеально подошли к разным этапам биографии Доктора Русселя: «Чужим остался Запад... Восток — не мой Восток... А за спиною запах пылающих мостов...» И случилось так, что как раз в том номере, где была дана ссылка на песню, опубликована информация о приезде Юрия Кукина в Самару. Тешу себя надеждой, что барду все-таки попался на глаза номер нашей газеты с информацией о его приезде и со строчками из его старинной и не очень известной песни. Может, ему это понравилось. Я — не мистик и к оккультным наукам отношусь так же, как к предметам под названием «Научный коммунизм» и «Научный атеизм» (в студенческие годы мы называли их «наукообразными», и, как оказалось, были правы: где они сейчас?), но ведь и вероятность таких вот совпадений, наверное, ничтожно мала. И как их объяснить? Разве что на темную материю или энергию списать?
  Мне повезло: я видел и слышал Юрия Кукина «вживую». В начале шестидесятых он вместе с Городницким и, по-моему, Клячкиным (здесь я не совсем уверен) дали большой концерт в нашей школе. А когда Кукин запел «За туманом» - большая часть зала, не сговариваясь, стала подпевать ему. У нас был тогда ансамбль туристической песни «Бригантина» и школьный хор, который, кстати, Дмитрий Борисович Кабалевский привлек к премьере «Реквиема» (на стихи Роберта Рождественского, тоже побывавшего у нас в школе), состоявшейся тогда в Самаре. Они не портили песню, не фальшивили. Мне повезло: я учился в восемьдесят восьмой школе, где завучем был Исай Львович Фишгойт. Это была хорошая школа. В прямом и в переносном смысле. Я до сих пор не люблю, когда фальшивят, опять же как в прямом, так и в переносном смысле. И песни Юрия Кукина сыграли здесь далеко не последнюю роль. Впрочем, я узнал опять же из Интернета, что так принимали эту песню барда почти на всех концертах. Значит, существует еще в людях, и в наши меркантильные времена, тяга к романтике и внутренней свободе, а именно это, мне думается, лейтмотив той песни, да, пожалуй, и всего его творчества. Кукин был скромен и не тщеславен, в отличие от большинства нынешних обитателей музыкального «Олимпа», считающих себя «звездами» и видящих главный смысл существования в пачках купюр (причем желательно зеленых, которые они однако называют «вражьими», поскольку все эти деятели, как правило, «записные» патриоты), а потому нет ничего удивительного в том, что ни у кого из кумиров публики в эти дни не нашлось слов соболезнования. У них уже давно другие песни: «Я поеду за деньгами — за туманом едут только чудаки». Впрочем, не в них дело. Пусть себе тусуются в своей поп-песочнице. Но как на телевидении не заметили, что погасла настоящая звезда? Случайность? Вряд ли. Я все больше склоняюсь к тому, что случайностей в нашем мире мало, а то и почти не бывает. И потому не случайно тянет тысячи людей на Грушинский, есть там, наверное, все-таки что-то выше музыки. А Кукина жалко. С уходом таких людей и художников (в широком смысле) бледнеет наша культура и наша жизнь.
   
 
 

14

Последние статьи

14 июня
11 июня
10 июня
08 июня
07 июня

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31