Андрей Гончаров: «Первобанк существенно увеличил активы»

Опубликовано: 12

Выстроенная бизнес-модель, понимание тенденций рынка и потребностей клиентов позволили Первобанку в 2014 году показать уверенный рост по всем направлениям бизнеса. О том, как в сложившейся непростой экономической ситуации в стране сохранить банковский бизнес рентабельным и усилить его устойчивость, рассказал Председатель правления Первобанка Андрей Юрьевич Гончаров.

Выстроенная бизнес-модель, понимание тенденций рынка и потребностей клиентов позволили Первобанку в 2014 году показать уверенный рост по всем направлениям бизнеса. О том, как в сложившейся непростой экономической ситуации в стране сохранить банковский бизнес рентабельным и усилить его устойчивость, рассказал Председатель правления Первобанка Андрей Юрьевич Гончаров.

«Активы банка увеличились»

- Какие основные тенденции на финансовом рынке вы можете отметить в 2014 году?
- Основной тенденцией 2014 года стало сжатие финансового рынка. Российские эмитенты практически не размещали займы за рубежом, рефинансирование действующих  также стало сложным вопросом. На российском финансовом рынке только его крупнейшие участники могут позволить размещение своих облигационных займов, но стоимость этих заимствований существенно возросла. В последние месяцы к этому добавилась волатильность курса национальной валюты. Все это привело к сокращению источников и увеличению стоимости привлеченных ресурсов для банков.
- Отразились ли колебания финансового рынка на работе Первобанка? Что обеспечивает вам финансовую устойчивость?
- У Первобанка есть несколько ранее размещенных облигационных займов. Весной прошлого года мы погасили один из них, осенью также в срок выполнили оферту по другому облигационному займу. При этом, не размещая на рынке новые займы, мы увеличили активы банка - на 24% с начала 2014 года, и сегодня они превышают 73 млрд рублей. Такой существенный рост активов стал возможен благодаря слаженной работе всех бизнес-блоков банка - инвестиционного, розничного и корпоративного; выстроенной филиальной сети - банк представлен в 24 городах страны.
- Летом прошлого года вступило в силу положение ЦБ РФ о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери. Как это повлияло на показатели прибыльности банка?
- Действительно, с середины 2014 года банки начали создавать резервы на объекты недвижимого имущества, находящиеся у них в собственности длительное время. Первобанк не исключение - мы создали резервы объемом около 600 млн рублей на объекты недвижимого имущества, находящиеся у нас в собственности с 2007-2009 гг. По РСБУ весь объем этих резервов был отнесен на расходы банка, что в свою очередь  привело к уменьшению финансового результата  банка на эту сумму. По итогам этого года за счет получаемой прибыли, которая, например, только в ноябре составила 172 млн рублей, мы планируем полностью компенсировать объем созданных резервов, показав годовую прибыль в размере, запланированном бизнес-планом банка. Важно, что по стандартам международной финансовой отчетности (МСФО) создание указанных резервов не влияет на финансовый результат банка, и с начала 2014 года банк ежемесячно показывает прибыль.
- Осенью 2014 года Первобанк получил второй международный рейтинг Fitch на уровне «В». Что это дает клиентам банка?
- Рейтинг банка  показывает внешним инвесторам и клиентам уровень качества его бизнеса. В нашем случае профессиональный участник рынка, крупнейшее международное рейтинговое агентство Fitch, дало свою оценку работе Первобанка и присвоило банку долгосрочные рейтинги эмитента на уровне «В». Это уже второй международный рейтинг Первобанка, первый был присвоен банку международным агентством Moody’s. Для нас это позитивная оценка тех изменений, которые происходили в Первобанке, и того, как менялась его бизнес-модель. Для клиентов  это одна из оценок качества банка, которая говорит о том, что он находится на хорошем уровне. Отмечу, ни у одного другого банка, зарегистрированного в Самарской области, нет сразу двух рейтингов международных агентств.

«В приоритете - МСБ и розничные клиенты»

- С какими результатами подошел Первобанк к новому году? Удалось ли добиться увеличения основных показателей деятельности и за счет чего?
- Мы показали рост по всем направлениям бизнеса: средства на счетах частных клиентов достигли 22 млрд рублей (прирост 25% с начала 2014 года), привлеченные средства юридических лиц - 23,9 млрд рублей (прирост 41% с начала 2014 года), совокупный кредитный портфель банка также увеличился и на 01.12.2014 г. составил 36,3 млрд рублей (рост 8%). За 11 месяцев мы получили более 2 млрд рублей чистого операционного дохода. Если говорить о структуре бизнеса, то внутри кредитного портфеля банка уменьшается объем кредитов, выданных крупным корпоративным клиентам, и увеличивается объем кредитов, выданных предприятиям МСБ и розничным клиентам. Причем в розничном сегменте растет доля кредитов целевых и обеспеченных. Банк не развивает  потребительское и pos-кредитование и не стремится занять заметную нишу в этом сегменте. Во многом за счет этого у нас один из самых низких среди российских банков показатель просрочки по кредитам. В этом году мы вошли в двадцать крупнейших банков страны по автокредитованию, находимся на 40-м месте по ипотечному кредитованию и входим в ТОП-30 ведущих банков по кредитованию малого бизнеса. Это, прежде всего, результат изменения бизнес-модели банка - из преимущественно корпоративного банк стал  универсальным.
- Среди приоритетных направлений своего бизнеса Первобанк выделяет работу с клиентами МСБ и розничными клиентами. Останутся ли эти направления приоритетными и в 2015 году? Изменится ли принцип работы с ними?
- Принцип работы банка в ближайшее время не изменится, как не изменится и набор продуктов - мы предлагаем не слишком большой набор продуктов, но стремимся к тому, чтобы он был простым и понятным для наших клиентов. Сейчас продуктовая линейка и для МСБ, и для розничных клиентов у банка уже сформирована, и судя по тому, что показатели банка растут, она хорошо воспринимается рынком. С точки зрения приоритетности сегментов ключевыми для нас и в 2015 году останутся розничные клиенты и малый бизнес.

«Кредиты, карты и онлайн-сервисы»

- Рынок финансовых продуктов сегодня достаточно обширен. Но есть ли такие продукты, которых, по вашему мнению, не хватает банковскому рынку сегодня?
- В современном виде рынок финансовых услуг в России начал формироваться всего пару десятилетий назад, процесс его становления еще не завершен. Сейчас продолжается проникновение различных финансовых услуг к клиентам. Только достигнув такого уровня, когда у каждого клиента будет несколько карт, счетов, которыми он пользуется с помощью интернет-банкинга, когда у всех клиентов - юридических лиц в портфеле будут лизинговые продукты и несколько видов кредитов, можно будет говорить о том, что российский финансовый рынок насыщен продуктами. Да, сейчас на рынке есть все необходимые услуги, но не все клиенты пользуются даже несколькими из них.
- Какие продукты среди ваших розничных клиентов были самыми востребованными?
- Все традиционно: вклад, кредит, банковская карта и онлайн-сервисы. Можно выделить отдельную услугу - обмен валют, которая популярна у клиентов в по-следнее время. Но каких-то новых продуктов, которые стали востребованными на рынке в последнее время, не появилось. В сегменте кредитования частных клиентов для нас локомотивными продуктами являются автокредиты и ипотека. В целом на рынке кредитования физических лиц изменяется пропорция в сторону увеличения доли целевых и обеспеченных кредитов. Если раньше больше половины кредитов были кредиты потребительские, то сейчас люди больше кредитуются на крупные покупки - жилье или машины. И это как раз укладывается в нашу модель - объем необеспеченных потребительских кредитов снижается, а объем ипотечных и автокредитов растет.

«Развитие дистанционных сервисов»

- Совершенствование системы ДБО для многих банков является задачей номер один. Вы развиваете онлайн-сервисы?
- Сейчас практически все банки начали понимать, что эти сервисы важны и нужны. Это говорит о том, что уровень финансовой грамотности клиентов российских банков растет. Они начинают пользоваться современными сервисами, которые облегчают им жизнь. Мы такую задачу поставили для себя давно, и она отражена в нашем слогане - «Делаем жизнь проще». Для нас это не просто слова - это идеология построения бизнеса. Мы стремимся к тому, чтобы нашим клиентам было просто и легко пользоваться финансовыми услугами. В 2014 году наша система «Интернет-Первобанк» вошла в ТОП-20 лучших систем дистанционного банковского обслуживания в России (по данным РА «Эксперт». - Прим. ред.). Это говорит о том, что профессиональные участники рынка оценили функциональность, безопасность и удобство этого сервиса банка.
- Что сегодня доступно клиентам Первобанка в системе ДБО?
- Сегодня больше половины клиентов банка являются пользователями дистанционных сервисов. Из новых услуг системы ДБО в этом году у клиентов появилась возможность продавать и покупать валюту, что сегодня особенно востребовано. Для этого достаточно иметь банковскую карту и подключенный «Интернет-Первобанк». С помощью них в личном кабинете на сайте банка можно конвертировать средства со вклада или карты в  валюту, и здесь же эту валюту разместить на депозит, который также можно открыть дистанционно. Наряду с этим можно удаленно изменять ПИН-код карты, менять условия установления лимита по карте и условия ее использования за рубежом, оплачивать кредиты, штрафы, совершать другие регулярные платежи.
- Какие задачи на 2015 год вы ставите перед собой и перед своей командой?
- Сегодня требования регулятора к рынку ужесточаются, что, безусловно, правильно, а сам финансовый рынок становится сложнее. С учетом этих внешних факторов мы должны продолжать свое развитие в соответствии с намеченной бизнес-моделью. Если говорить о конкретных задачах, то для нас важно и дальше увеличивать долю клиентов массового сегмента - малого бизнеса и розничных клиентов - в портфеле банка. Это делает бизнес более устойчивым и рентабельным.

Версия для печати

Новости

Назад. 10 января 2015 Вперед.

Андрей Гончаров: «Первобанк существенно увеличил активы»

Архив новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1