Модернизация НПЗ: последний шаг к «Евро-5»

Опубликовано: 58

Нефтеперерабатывающие предприятия самарской группы НК «Роснефть» в 2015 году выходят на важный этап пусконаладки реконструированных и вновь построенных технологических установок. И несмотря на то, что модернизация НПЗ продолжится до 2017-2018 годов, уже к концу этого года все моторное топливо будет соответствовать стандарту Евро-5.

Нефтеперерабатывающие предприятия самарской группы НК «Роснефть» в 2015 году выходят на важный этап пусконаладки реконструированных и вновь построенных технологических установок. И несмотря на то, что модернизация НПЗ продолжится до 2017-2018 годов, уже к концу этого года все моторное топливо будет соответствовать стандарту Евро-5.

О Евро-3 пора забыть

Одной из основных задач, решением которой нефтепереработчики региона занимались в 2014 году, был переход на производство моторного топлива класса 4 по Техрегламенту Таможенного союза (класс 4 соответствует стандарту Евро-4). Для этого на предприятиях самарской группы НК «Роснефть» начали глубокую модернизацию.

Для самарской нефтепереработки прошедший год был не столь богат на торжественные пуски реконструированных и вновь построенных технологических установок, как, например, 2010-й или 2011-й. Однако сегодня уже можно сказать, что переход на Евро-4 в нашем регионе состоялся. Этот важный рубеж взят.

«Мы достроили и в сентябре 2014 года торжественно ввели в строй установку изомеризации мощностью 280 тыс. тонн в год, – рассказывает гендиректор ОАО «Куйбышевский НПЗ» О.А. Дружинин. – Это дало возможность заводу досрочно прекратить производство автобензина класса 3. С 1 января 2015 года все моторное топливо в России должно быть не ниже класса 4. Куйбышевский НПЗ выполнил это требование досрочно».

По словам гендиректора АО «Новокуйбышевский НПЗ» В.И. Зубера, в 2014 году объемы выработки моторного топлива классов 4 и 5 выросли. Увеличились и отборы светлых нефтепродуктов, по этому показателю НК НПЗ сегодня опережает коллег по самарской группе предприятий НК «Роснефть». Сократились и потери углеводородного сырья при нефтепереработке. «Этот показатель у нас и так минимальный в сравнении с предыдущими годами, а будут еще ниже», - говорит В.И. Зубер.

Целевые показатели переработки нефти, которых должен достичь Новокуйбышевский НПЗ, – на уровне лучших мировых и европейских образцов: выход светлых нефтепродуктов – не менее 77%, а глубина переработки нефти – 95%. Аналогичная задача поставлена перед Куйбышевским и Сызранским НПЗ.

Пока революционного скачка к целевым значениям глубины переработки нефти и отбора светлых нефтепродуктов на НПЗ самарской группы «Роснефти» не произошло, однако предприятия целенаправленно продвигаются в этом направлении. На каждом из заводов строятся и в ближайшее время будут запущены по несколько крупных технологических комплексов. Согласно плану, большая часть этих работ должна завершиться в 2015 году.

В частности, на Куйбышевском НПЗ реконструируются четыре действующих технологических установки - риформинг Л-35/11-1000, две установки гидроочистки дизтоплива Л-24/6 и Л-24/7 и установка атмосферно-вакуумной трубчатки АВТ-4,5. Их запустят в 2015 году. И одновременно с этим строятся еще шесть новых крупных объектов. Один из них, комплекс каталитического крекинга (FCC), до конца 2015 года тоже войдет в строй. А первые пуски 2015 года состоятся в Новокуйбышевске, где должны ввести в эксплуатацию установки каталитического риформинга (CCR) и изомеризации.
 
На современном уровне

Характерная черта модернизации самарской группы НПЗ – внедрение самых современных технологий нефтепереработки. «Внедряются современные технологические процессы, которых на этих предприятиях раньше не было», – подчеркивает министр промышленности и технологий Самарской области С.А. Безруков. Но даже те техпроцессы, которые применялись много лет, на новых установках реализуются в новом качестве, со значительно большей эффективностью. Хороший пример – уже упомянутая установка риформинга с движущимся слоем (CCR), которую на Новокуйбышевском НПЗ планируют запустить в начале 2015 года.

«Особенность этой установки в том, что катализатор в ней находится в движении, происходит его постоянная регенерация, восстановление активности. Благодаря этому октановое число получаемого риформата на 7-8 пунктов больше, чем у установки со стационарным слоем, – поясняет В.И. Зубер. – И если на действующем риформинге мы получаем компонент с октановым числом около 95 пунктов по исследовательскому методу, то на новой установке этот показатель будет в пределах 102-104 пунктов. Это выведет завод на больший объем выработки высокооктановых автомобильных бензинов, которые в России очень востребованы».

Это  самое ближайшее будущее самарской нефтепереработки. Впрочем, высокооктановые марки автобензина стандарта Евро-5 у нас уже производятся, причем достаточно давно, с 2013 года. «Получив допуск на производство автобензина Премиум-95 Евро-5, Сызранский НПЗ в мае 2013 года первым в Самарской области отгрузил потребителям промышленную партию нового топлива – 5 тыс. тонн. В июне 2013 года началось промышленное производство дизеля Евро-5», – рассказал генеральный директор ОАО «Сызранский НПЗ» К.И. Стежко.

Не остались в стороне и два других НПЗ самарской группы НК «Роснефть». Например, Куйбышевский НПЗ первым в регионе освоил производство бензина с самым высоким октановым числом в 98 пунктов – Супер-98 класс 5 вид III.

Как видим, и в 2013, и в 2014 году топливо стандарта Евро-5 в Самарской области выпускалось, но ограниченными партиями. А вот к концу года, когда большинство строящихся сейчас установок будут запущены, весь самарский бензин и дизель будут соответствовать этому экологическому стандарту.

Впрочем, на этом модернизация НПЗ самарской группы «Роснефти» не закончится. Так, в планах Новокуйбышевского НПЗ - модернизация процессов конверсии нефтяных остатков и строительство новых мощностей по первичной переработке нефти. Это позволит увеличить объем перерабатываемой нефти до 8,2 млн тонн в год, одновременно подняв глубину ее переработки до 97%. Для решения этой задачи будет реконструирована установка замедленного коксования и построена установка атмосферно-вакуумной трубчатки АВТ-2. Завершение этих проектов запланировано на 2018 год.

 
О.А. Дружинин, генеральный директор ОАО «Куйбышевский НПЗ»:

- Для КНПЗ главным событием года стал пуск установки изомеризации ПГИ/ДИГ-280-К. В ней реализован сложнейший технологический процесс, включающий в себя более ста химических реакций. Мощность установки – 280 тыс. тонн сырья в год. Пуск установки изомеризации позволил нам с октября 2014 года полностью перейти на выпуск топлива по экологическим стандартам Евро-4 и Евро-5. Технический регламент Таможенного союза предписывает перейти на Евро-4 с 1 января 2015 года. Куйбышевский НПЗ выполнил это требование досрочно. Одновременно продолжается реконструкция четырех действующих установок и строительство еще семи новых объектов.
 
К.И. Стежко, генеральный директор АО «Сызранский НПЗ»:

- В перспективных планах Сызранского НПЗ – значительное увеличение выпуска бензина высокого качества. Производство высококачественного дизельного топлива тоже увеличится, а вот мазута – напротив, сократится. Постановление правительства России требует от нефтеперерабатывающей отрасли полностью перейти на производство топлива Евро-4 с 1 января 2015 года, а на выпуск топлива Евро-5  – с 1 января 2016 года. Опережая эти требования, закрепленные в Техническом регламенте, СНПЗ с ноября 2014 года прекратил выпуск моторного топлива стандарта Евро-3 и производит автобензин и дизтопливо, соответствующие только стандартам Евро-4 и Евро-5.

Версия для печати

Новости

Назад. 10 января 2015 Вперед.

Модернизация НПЗ: последний шаг к «Евро-5»

 

Архив новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1