Машиностроение региона получило мощный импульс для развития

Опубликовано: 7

Принятие на самом высоком уровне решений по ключевым вопросам развития самарских предприятий помогло снять наболевшие проблемы и обеспечить поддержку наиболее интересным и перспективным проектам.

Принятие на самом высоком уровне решений по ключевым вопросам развития самарских предприятий помогло снять наболевшие проблемы и обеспечить поддержку наиболее интересным и перспективным проектам.

Машиностроение - одна из базовых отраслей самарской промышленности, ежегодно дающая более 40% объемов промышленной продукции региона в денежном выражении. В то же время по динамике развития в Самарской области машиностроительный комплекс заметно уступает тому же неф­техимическому комплексу. И потому региональные власти приложили немало сил для привлечения в Самару инвесторов, готовых вкладывать средства в создание новых производств и модернизацию действующих предприятий.

Несмотря на негативный внешнеэкономический фон, в 2014 году активно развивалось производство электротехнической продукции на площадке "Электрощит ТМ-Самара". Собственник предприятия, французская компания Schneider Electric, в расчете на долгосрочную перспективу его развития, заключила договор с Самарским аэрокосмическим университетом. Сотрудничество будет развиваться по двум направлениям: подготовка кадров и совместные научные исследования.
Продолжалась реализация начатых ранее проектов компаний - производителей автокомпонентов. Вектор движения этого бизнеса - повышение степени локализации производства в России узлов и агрегатов для автомобилей иностранной разработки, собираемых на российских предприятиях, а также для модельного ряда АВТОВАЗа.
В частности, в августе в Особой экономической зоне "Тольятти" заработало первое производство, созданное турецкой компанией ООО "Нобель Автомотив Русиа". В недалеком будущем будут запущены мощности по выпуску автокомпонентов еще десятью компаниями-резидентами ОЭЗ из России, Германии, Японии, Словении, США и Индии.
В ноябре 2014 года в индустриальном парке "Преображенка" немецкая компания Robert Bosch GmbH закончила строительство производственного корпуса. К марту 2015 года здесь заработает новый завод по производству топливной аппаратуры, систем управления, а также стартеров и генераторов.

 

Лично президенту

Одну из ведущих ролей в самарском машиностроительном комплексе играют крупнейшие предприятия аэрокосмического профиля и тяжелого машиностроения. Этот сегмент тем более важен для экономики, что его развитие, словно локомотив, тянет за собой смежные отрасли. А они работают не только на космос и авиацию, но и на другие сферы нашей жизни.
Аэрокосмическому комплексу Самарской области 2014 год принес немало позитивных перемен. Прежде всего, это завершение акционирования "ЦСКБ-Прогресс". Оставаясь государственным, 1 июля 2014 года оно из федерального унитарного предприятия превратилось в ОАО "Ракетно-космический центр "Прогресс". Впереди у предприятия вхождение в Объединенную ракетно-космическую корпорацию.
Продолжалась модернизация и техническое перевооружение производства на ОАО "Кузнецов". Предприятие получило ряд крупных заказов - в частности, на ремоторизацию стратегического бомбардировщика Ту-160. Предприятию предстоит развернуть производство двигателей НК-32 второго этапа для модернизированного Ту-160. Одновременно увеличиваются объемы ремонта авиадвигателей НК-25. В 2014 году они вырастут примерно вчетверо в сравнении с 2012-м, а к 2016-му предприятие будет ремонтировать по 40-50 авиадвигателей ежегодно.
Идет работа по восстановлению серийного производства ракетного двигателя НК-33. В конце 2013 года он обеспечил успешный пуск ракеты-носителя "Союз-2.1в" разработки РКЦ "Прогресс" - первый пуск в рамках ее летно-конструкторских испытаний.
Но по-настоящему ключевым, переломным моментом в развитии регионального аэрокосмического комплекса стало совещание по стратегии развития региона, которое по приглашению губернатора Самарской области Н.И. Меркушкина провел на базе РКЦ "Прогресс" президент России. Едва ли не половина вопросов, которые подробно обсуждались на совещании, касалась аэрокосмической тематики. О положении дел на своих предприятиях, о проблемах и планах развития В.В. Путину доложили исполнительный директор ОАО "Кузнецов" Н.И. Якушин и генеральный директор ОАО "Авиакор - авиационный завод" А.В. Гусев.
Принимавший высокую делегацию генеральный директор ОАО "РКЦ "Прогресс" А.Н. Кирилин получил возможность не только доложить президенту о текущей работе по созданию ракет-носителей и орбитальных космических аппаратов, но и провести его по цехам, показать, каково реальное положение дел на производстве. В.В. Путин лично убедился в высоком потенциале самарского предприятия.
А.Н. Кирилин представил главе государства перспективные проекты, в частности, двухступенчатую ракету-носитель "Союз-5", эскизный проект которой ОАО "РКЦ "Прогресс" сегодня разрабатывает в инициативном порядке. "Союз-5" будет работать на новом экологически чистом топливе: сжиженном природном газе. Эта ракета-носитель разрабатывается на замену носителям типа "Союз-2".
"Новая машина будет по характеристикам как "Союз-2", но по стоимости - почти в 2 раза дешевле", - заверил Александр Кирилин.
Опыт разработки "Союза-5" может быть использован при создании сверхтяжелой ракеты, проект которой также был представлен В.В. Путину.
Сегодня у РКЦ "Прогресс" есть реальные шансы вновь стать головным предприятием по созданию ракеты-носителя сверхтяжелого класса, уже российской. Конкуренция за этот проект в любом случае будет жесткой. Однако сегодня руководство Роскосмоса считает, что именно самарский ракетно-космический центр наиболее подготовлен к реализации этого проекта. И, как сообщил Александр Кирилин, аванпроект сверхтяжелой ракеты, способной вывести на опорную орбиту полезную нагрузку в 85-90 тонн, уже представлен в Роскосмос 15 декабря 2014 года.
Самарские ракеты-носители семейства "Союз-2" обеспечат первые пусковые кампании с нового российского космодрома Восточный в Амурской области. И в качестве "полезной нагрузки" во время первого старта на орбиту поднимутся малые космические аппараты "Ломоносов", разработанные в МГУ, и аппарат дистанционного зондирования Земли "АИСТ-2" - совместный проект студентов, аспирантов и сотрудников Самарского аэрокосмического университета и специалистов РКЦ "Прогресс".

 

Ключевые решения

Визит В.В. Путина в Самару помог в поиске решения проблем, стоящих перед самарскими аэрокосмическими предприятиями. В частности, внешнеполитическая ситуация вынуждает ОАО "Авиакор - авиационный завод" свертывать производство регионального турбовинтового самолета Ан-140, поскольку и головное конструкторское бюро (АНТК "Антонов"), и более 30 заводов-поставщиков находятся на Украине.
Как доложил президенту генеральный директор ОАО "Авиакор - авиационный завод" Алексей Гусев, на предприятии рассматривают два основных варианта выхода из сложной ситуации. Первый - это освоение производства 64-местного турбовинтового самолета Ил-114, 17 экземпляров которого ранее были выпущены в Узбекистане.
Как пояснил президенту в ходе совещания вице-премьер Д.О. Рогозин, альтернатива Ил-114 - канадские ATR и Bombardier, и такая альтернатива сейчас для России неприемлема. Вице-премьер подчеркнул, что предложение А. Гусева интересное, но предприятию нужны заказы.
У самарских авиастроителей есть и второй проект, который поможет ОАО "Авиакор - авиационный завод" пережить тяжелые времена и сохранить имеющиеся сегодня компетенции. А. Гусев представил В.В. Путину планы по созданию на базе самарского авиазавода основного в России локомотивного центра технического обслуживания самолетов.
Самарские авиастроители планируют обслуживать самые разные воздушные суда. Не только хорошо им знакомые Ту-154 и Ан-140, но и авиатехнику иностранного производства. "Это позволит нашим авиаперевозчикам не гонять самолеты за рубеж и не проводить техническое обслуживание там, а локализовать это все в России", - подчеркнул А. Гусев. Кроме того, "Авиакор" предлагает использовать уникальный заводской аэродром "Безымянка" в интересах Минобороны РФ и низкобюджетных авиаперевозчиков.
Президент поручил изучить оба проекта самарских авиастроителей. Сегодня вопрос производства Ил-114 детально прорабатывается, и есть два претендента на право его реализовать: самарский "Авиакор - авиационный завод" и нижегородский авиазавод "Сокол". Н.И. Меркушкин заявил, что регион готов инвестировать в модернизацию "Авиакора" до 1,5 млрд рублей, чтобы Ил-114 производился в Самаре.
Исполнительный директор ОАО "Кузнецов" Николай Якушин рассказал президенту России о развитии предприятия и о перспективах восстановления серийного производства ракетного двигателя НК-33. Незадолго до начала совещания рабочая группа во главе с вице-премьером Дмитрием Рогозиным и министром промышленности и торговли РФ Д.В. Мантуровым осмотрела производственные участки ОАО "Кузнецов", где идет сборка авиационных и ракетных двигателей. После этого было подписано соглашение о сотрудничестве между правительством Самарской области и Минпромторгом России.
У "Кузнецова" на выходе много разработок - и экологичные газоперекачивающие агрегаты для проектов ОАО "Газпром", и перспективный единый газогенератор для целой линейки авиадвигателей большой тяги, и силовая установка для уникального локомотива - газотурбовоза. Все эти проекты получат поддержку.

Версия для печати

Новости

Назад. 11 января 2015 Вперед.

Машиностроение региона получило мощный импульс для развития

Подписка 2017. Фотоконкурс

Архив новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1