событие

Увидеть и понять

Зрителей «принудили» публично обсудить визуальные произведения
Француженке потребовалась помощь переводчицы, но это не стало препятствием для зрителя
Француженке потребовалась помощь переводчицы, но это не стало препятствием для зрителя

Интерпретировать работы самарских художников уже во второй раз побудили посетителей «Арт-пропаганды». Восемь мнений о восьми арт-объектах слушал переполненный зал, а само обсуждение затянулось не на один час.

Суть проекта «Принуждения к интерпретации» заключается в том, чтобы предоставить слово людям, порой к искусству отношения не имеющим. Чтобы они «почувствовали» картину или инсталляцию и сумели объяснить свои переживания публике. На традиционных выставках зрители не успевают увидеть все работы, часто не замечая какие-то из них. Здесь же пройти мимо невозможно, арт-объекты представляются поочередно. Изюминка проекта — именно в побуждении к публичному осмыслению работ.
«Мы можем столкнуться с совершенно разными видами реакции зрителя на объект, — рассказал корреспонденту «ВК» автор проекта Илья Саморуков. - Кто-то, возможно, воспитан на классической традиции, иные же не имеют никакого отношения к современному искусству. Моя задача — лишь отобрать работы и пригласить интерпретаторов. Что касается авторов, то в этот раз сюда попали и те, чьи картины не были «объяснены» во время прошлой встречи. Так, с другой стороны, сохраняется некая преемственность содержания нашей выставки».
Первой на суд публики была представлена инсталляция Андрея Сяйлева — «Дышащее». Этим «дышащим» оказалось существо, похожее на кошку, а издали и вовсе — на шапку. Интерпретатор, начинающий галерист Татьяна Симакова, подчеркнула, что этот объект искусства вроде бы шевелится и даже посапывает, но дотрагиваться до него почему-то не хочется. Какая загадка спрятана внутри «дышащего», публике так и не открыли, но «животное» очень привлекло публику.
Видеоработа Евгения Чертоплясова «Бальзамы для сосудов» вызвала у зрителей много вопросов. На спящем у подножия двух сосудов женском лице глаза закрывались и открывались синхронно с появлением и исчезновением паров в колбах. Интерпретатор, а им стал юрист Олег Горяинов, объяснил это тем, что автор изобразил симптомы опустошения и наполнения, процесс ослепления. «Чем больше я смотрю, тем меньше вижу», — так расшифровал послание толкователь. Автор согласился, но не вполне. По словам Чертоплясова, в его видео стоило обратить внимание еще и на такие архетипичные образы, как женщина, луна, вода, ночь.
Третьей зрители увидели фотографию Саши Во под названием «plusplusplus». На снимке предстала девушка — красивая и в то же время очень грустная, о чем и заявила в первую очередь интерпретатор, француженка Габриэль Сайеж. «Будто ей больно, и она чем-то очень уязвлена», — перевела на русский помощница. Соединение глубокой скорби и ошеломляющей красоты, воплощенное только в черном и белом цветах, кричит об отчаянии, и работу интерпретатор назвала «вселенской». 
Из еще четырех работ — «Черепное давление» Аси Фетисовой, «From artists to artists» Светланы Шуваевой, «Бахиловой поляны» Татьяны Пудовой и «Без названия» Алексея Зайцева лучше всех была интерпретирована, как решили зрители, последняя. Холстом-основой послужили сколоченные доски и ящичек. Как отметил осмысливавший работу художник  Сергей Баландин, Зайцева вообще отличает то, что его живопись всегда «выходит наружу». А то, что поток краски направлен вверх, а не традиционно вниз, показывает, что струя не вытекла, а выскочила, взорвалась и даже попала на обратную сторону. Кстати, как интерпретатору, Баландину досталось первое место. 
Еще одна видеоработа, представленная в рамках проекта, — «D:Program Files/Aplication/Default.Img», созданная Олегом Елагиным. С невероятно быстрой скоростью на экране меняются портреты нескольких людей: сначала в кадр взяты только шея и грудь, потом постепенно появляются рот, все лицо и, наконец, герои предстают по пояс. Эту работу интерпретировал хореограф Александр Аполлонов, избравший для своего выступления такой жанр, как «поток сознания». Проговаривая заранее записанный набор слов и выражений, он донес свое отношение к объекту: «Вокруг нас — слишком много информации, динамика ее подачи порой чудовищна... Может быть, так же, как и люди, стареют?»
На все вопросы зрителей Аполлонов смог ответить лаконично, но весьма остроумно, благодаря чему и получил второе место в этом необычном соревновании. Олегу Елагину досталось первое место среди художников.

4

 

Последние статьи

14 декабря
12 декабря

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2