сцена

«Павильон Армиды» в эскизах Бенуа

Русский балет Серебряного века на самарской сцене

20 октября Самарский театр оперы и балета представит одноактный балет Николая Черепнина «Павильон Армиды». Восстановление хореографии Михаила Фокина в редакции Никиты Долгушина осуществил заслуженный артист РФ Кирилл Шморгонер. Автор реконструкции сценографии и костюмов Александра Бенуа – обладатель золотой медали Академии Художеств России, медалей С.П. Дягилева и В.Ф. Нижинского, историк моды Александр Васильев. Дирижер-постановщик — Евгений Хохлов.

Спектакль, поставленный на сцене Мариинского театра в 1907 году, имел оглушительный успех. Зрителей восхитили живописные декорации Александра Бенуа, самобытная хореография Михаила Фокина, мастерство солистов Вацлава Нижинского, Павла Гердта, Анны Павловой. В Париже в 1909 году на сцене театра «Шатле» балет «Павильон Армиды» открывал «Русские сезоны» Дягилева.
Самарский театр возвращает балет в первоначальной авторской хореографии и оригинальном сценографическом оформлении. «Занявшись реконструкцией, восстановлением этого балета, мы столкнулись с очень непростой задачей, - рассказала генеральный директор театра Наталья Глухова, - это работа с огромным количеством архивных документов и фотографий. Благодаря Александру Васильеву, который привез из Франции театральную программку «Павильона Армиды» 1920 года, мы выяснили, что в балете, шедшем на нашей сцене, не было многих действующих лиц». Предыдущая постановка «Павильона Армиды» в самарском театре была осуществлена в 1999 году народным артистом СССР Никитой Долгушиным (Санкт-Петербург).
 В начале ХХ века «Павильон Армиды» шел с большим успехом и во Франции у Дягилева, и в России в Мариинском театре. Но после того как он сошел со сцен театров, все нюансы постановки были утрачены. Существует либретто, содержимое которого отчасти также ушло. «Люди настолько выкипятили суть этого балета, - сказал Александр Васильев, - что восстановить его очень сложно. Костюмы к спектаклю были проданы либо подарены самим Александром Бенуа в разные музеи. Часть из них находится в Петербурге, часть в Париже, в Лондоне, часть в Стокгольме, в Нью-Йорке и кое-что в Австралии». Некоторые эскизы, как выяснилось во время восстановления спектакля, утрачены совсем. Кроме того, главную роль танцевала не только Анна Павлова, но и Тамара Карсавина, и у каждой из них, судя по фотографиям, был свой личный костюм, которые во многом не совпадали. «Естественно, - сказал Александр Васильев, - когда восстанавливаешь костюмы, думаешь о том, на кого именно опираться. Возможно, что и на нынешних исполнителей». «Воссоздать аутентичные костюмы в условиях рынка 2012 года очень непросто, - рассказала Ольга Казак, директор «Центра рекламы и дизайна «OV27», в котором изготавливаются костюмы к спектаклю «Павильон Армиды». - Мы максимально стараемся избежать блеска, синтетического эффекта. К сожалению, если мы попадаем в цвет, то не попадаем в фактуру. Чтобы имитировать ткань, приходится идти порой сложным путем, наложением, наслоением, но мы добиваемся желаемого, и вы это скоро увидите».
В один вечер с «Павильоном Армиды» будет исполняться одноактный балет «Шопениана» - еще один шедевр хореографии Михаила Фокина, премьера Самарского театра 2011 года.

27

 

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 30
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4