сцена

«Павильон Армиды» в эскизах Бенуа

Русский балет Серебряного века на самарской сцене

20 октября Самарский театр оперы и балета представит одноактный балет Николая Черепнина «Павильон Армиды». Восстановление хореографии Михаила Фокина в редакции Никиты Долгушина осуществил заслуженный артист РФ Кирилл Шморгонер. Автор реконструкции сценографии и костюмов Александра Бенуа – обладатель золотой медали Академии Художеств России, медалей С.П. Дягилева и В.Ф. Нижинского, историк моды Александр Васильев. Дирижер-постановщик — Евгений Хохлов.

Спектакль, поставленный на сцене Мариинского театра в 1907 году, имел оглушительный успех. Зрителей восхитили живописные декорации Александра Бенуа, самобытная хореография Михаила Фокина, мастерство солистов Вацлава Нижинского, Павла Гердта, Анны Павловой. В Париже в 1909 году на сцене театра «Шатле» балет «Павильон Армиды» открывал «Русские сезоны» Дягилева.
Самарский театр возвращает балет в первоначальной авторской хореографии и оригинальном сценографическом оформлении. «Занявшись реконструкцией, восстановлением этого балета, мы столкнулись с очень непростой задачей, - рассказала генеральный директор театра Наталья Глухова, - это работа с огромным количеством архивных документов и фотографий. Благодаря Александру Васильеву, который привез из Франции театральную программку «Павильона Армиды» 1920 года, мы выяснили, что в балете, шедшем на нашей сцене, не было многих действующих лиц». Предыдущая постановка «Павильона Армиды» в самарском театре была осуществлена в 1999 году народным артистом СССР Никитой Долгушиным (Санкт-Петербург).
 В начале ХХ века «Павильон Армиды» шел с большим успехом и во Франции у Дягилева, и в России в Мариинском театре. Но после того как он сошел со сцен театров, все нюансы постановки были утрачены. Существует либретто, содержимое которого отчасти также ушло. «Люди настолько выкипятили суть этого балета, - сказал Александр Васильев, - что восстановить его очень сложно. Костюмы к спектаклю были проданы либо подарены самим Александром Бенуа в разные музеи. Часть из них находится в Петербурге, часть в Париже, в Лондоне, часть в Стокгольме, в Нью-Йорке и кое-что в Австралии». Некоторые эскизы, как выяснилось во время восстановления спектакля, утрачены совсем. Кроме того, главную роль танцевала не только Анна Павлова, но и Тамара Карсавина, и у каждой из них, судя по фотографиям, был свой личный костюм, которые во многом не совпадали. «Естественно, - сказал Александр Васильев, - когда восстанавливаешь костюмы, думаешь о том, на кого именно опираться. Возможно, что и на нынешних исполнителей». «Воссоздать аутентичные костюмы в условиях рынка 2012 года очень непросто, - рассказала Ольга Казак, директор «Центра рекламы и дизайна «OV27», в котором изготавливаются костюмы к спектаклю «Павильон Армиды». - Мы максимально стараемся избежать блеска, синтетического эффекта. К сожалению, если мы попадаем в цвет, то не попадаем в фактуру. Чтобы имитировать ткань, приходится идти порой сложным путем, наложением, наслоением, но мы добиваемся желаемого, и вы это скоро увидите».
В один вечер с «Павильоном Армиды» будет исполняться одноактный балет «Шопениана» - еще один шедевр хореографии Михаила Фокина, премьера Самарского театра 2011 года.

30

Последние статьи

16 января
15 января

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 30
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4