СИНЕМА

Михаил Куперберг: «Сегодня зритель хочет спокойствия, позитива»

После закрытия тольяттинского киноклуба «Колизей» «Ракурс» при отсутствии собственного помещения, необходимого оборудования, финансирования остался едва ли не единственным в области прибежищем для думающего зрителя. Корреспондент «ВК» встретился с директором киноклуба Михаилом Купербергом, чтобы обсудить фильмы-события, предвкусить знакомство с новинками, поговорить о современном зрителе и возможном будущем «Ракурса».

- Какие фильмы этого сезона стали для вас открытием?

- С точки зрения кино как искусства, меня сезон порадовал знакомством с новыми фильмами и именами. Хотя мы говорим о кризисе в искусстве, так или иначе все равно появляются достойные режиссеры. В первой половине сезона для меня самыми главными событиями стали два итальянских фильма: «Четырежды» Микеланджело Фраммартино и «У нас есть Папа!» Нанни Моретти. В последние десятилетия из итальянского кино ушли титаны, и оно переживает серьезный кризис. Хотя еще живы Бернардо Бертолуччи, братья Тавиани, Этторе Скола и еще несколько человек, кино как массовое, так и авторское, стало провинциальным. Однако в последние четыре года появились несколько итальянских картин, которые стали важными для развития кино: «Гоморра» Марио Гарроне, «Последствия любви» и «Изумительный» Паоло Соррентино. «Четырежды» и «У нас есть Папа!» принадлежат к этому ряду лент. А во второй половине сезона главными для меня фильмами стали «Однажды в Анатолии» турка Нури Бильге Джейлана, феноменальное для нашего российского киноландшафта «Шапито-шоу» Сергея Лобана, «Фауст» Александра Сокурова. К главным киновпечатлениям киносезона могу отнести также «Меланхолию» Ларса фон Триера, «Пину» Вима Вендерса, «Туринскую лошадь» Белы Тарра, «Чернокожую Венеру» Абдельлатифа Кешиша. Также считаю серьезными произведениями «Елену» Андрея Звягинцева, «Мальчик на велосипеде» братьев Дарденн, «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова, «Не сдавайся» Гаса ван Сента, «Стыд» Стива Маккуина, Play Рубена Остлунда, «Охотник» Бакура Бокурадзе, «Марта, Марси Мэй, Марлен» Шона Дуркина.

- На какие фильмы приходит сегодняшний зритель «Ракурса»?

- Сегодняшняя аудитория «Ракурса» разная. Одни ходят на фильмы, которые разрекламированы, отмечены наградами на фестивалях: «Древо жизни», «Пина», «Фауст», «Елена»... Идут на картины, о которых узнали благодаря «сарафанному радио». Есть публика, которая не хочет ходить в мультиплекс и желает посмотреть эти фильмы без попкорна, в обстановке киноклуба, с комментариями профессионалов. Это однородная, сплоченная, образованная публика. Она хочет получить от фильмов эстетическое наслаждение и пережить серьезные, а не примитивные эмоции. Другая часть публики ходит на короткий метр. Третьих интересует тихое, камерное, малоизвестное кино. Как раз больше половины новинок, показанных нами в этом году, являются такими картинами. К сожалению, на это кино, показ которого для нас является принципиальным, приходит значительно меньшее число людей, чем нам бы хотелось. Половина фильмов, которые мы показываем, эксклюзивные. Но люди - то ли не доверяют нам, то ли не верят фестивалям - боятся рискнуть, уйти с нами в неизведанное. Сегодня зритель хочет спокойствия, позитива, не желает впускать в себя тревоги, проблемы, сложные темы. Единственным исключением в этом сезоне стал показ «Туринской лошади» — на медленную, черно-белую картину о сложных вещах лауреата МКФ в Берлине неизвестного широкому зрителю режиссера-венгра пришло много зрителей, которые поставили ей высокую оценку. Хотя для меня этот фильм был чрезвычайно важен, но задел эмоционально меньше, чем «Четырежды» и «У нас есть Папа!». Многие фильмы, которые мы показывали в этом году, являются фильмами «морального беспокойства». В Самаре, как и во всей России, к сожалению, они практически не востребованы («Охотник», Play, «Мальчик на велосипеде», «У нас есть Папа!»). И это печально, особенно по сравнению с противоположной ситуацией в странах Европы.

- Окупается ли деятельность «Ракурса»?

- В этом сезоне мы впервые с 2005 года, когда стали работать абсолютно самостоятельно, без какой-либо поддержки, ушли «в минус». За исключением случаев, когда мы что-то проводим совместно с «Альянс Франсез», и они берут на себя часть расходов. Мы живем за счет проданных билетов.

- А зачем вы в убыток себе показываете фильмы, на которые приходят 30-40 человек в большой зал?

- Для нас показ таких картин принципиален. Это визитная карточка «Ракурса». Кроме нас, в городе их никто не показывает. Мы всегда показывали такие картины и надеемся, что будем продолжать. Успешный прокат более популярных фильмов, а также программ фестивалей короткого метра давал нам возможность показывать эти малоизвестные ленты. Но с каждым годом ситуация все больше ухудшается.

- Каким вы видите будущее «Ракурса»?

- У клуба есть три варианта дальнейшего существования: оставить все как есть, либо поддержкой «Ракурса» займется государство с ориентацией на опыт Европы и других городов России, либо ему помогут частники, но частники просвещенные. В Москве, например, предприниматель Александр Мамут превратил «Пионер» из советского кинотеатра в место, где показывают элитарные фильмы «для своих» — бизнесменов, представителей среднего класса. Но там очень дорогие билеты, недоступные для студентов, педагогов, врачей. Конечно, формирование и развитие культуры и нового слушателя, зрителя – это государственное дело. Но в нашей стране политики поддержки и развития кинематографа вообще нет. В Польше примерно 150-200 маленьких государственных кинотеатров. Государство приобретает фильмы для альтернативной сети. В Америке есть киноуниверситеты, и осуществляется альтернативный прокат независимого кино. В России интересен опыт режиссера-документалиста Павла Печенкина, который стал директором Пермского кинопроката, совместил функции режиссера и менеджера, создал Пермскую синематеку. В нескольких маленьких залах, оснащенных хорошей техникой, показывается авторское кино. Печенкин выступает и вдохновителем-организатором крупнейшего в России и Европе фестиваля документального кино «Флаэртиана». Он сумел сделать так, чтобы в Перми стали активно ходить на классику, а студенты – активнее посещать фестивали документального кино.

Подводя итоги, я написал на сайте «Ракурса», что хотел бы «обратиться к тем, кто, как они говорят, «вырос на фильмах «Ракурса», к тем, кто стал успешным, с просьбой вспомнить те времена и помочь киноклубу в трудный для него период». Я часто встречаю таких успешных людей, но никто, вспоминая свою юность в связи с «Ракурсом», не предлагает своей помощи. Я трезво смотрю на вещи и думаю, что, к моему большому сожалению, скорее всего, все останется как есть.

- Приглашали ли вас на встречу губернатора с творческой интеллигенцией?

- Нет, я узнал о встрече интеллигенции с губернатором из сюжета, показанного по самарскому телевидению, и не увидел в числе участников встречи ни одного кинематографиста. Это опять же говорит о политике министерства культуры, когда кинематограф просто-напросто не считается частью культуры. Если бы меня пригласили на встречу с губернатором, я обязательно пришел бы и сказал обо всем, что произошло с кинопрокатом в губернии. Я думаю, что в Мордовии такой глупости, как уничтожение кинопроката, не случилось. Не знаю, услышит ли губернатор о том, в каком состоянии находится фонд, что его фильмы просто нельзя, по-видимому, использовать для кинопоказов, что в районах кино практически не показывают и в Центре российской кинематографии «Художественный», который, по сути, является единственным государственным кинотеатром, нет ни одного киноспециалиста и абсолютно случайная репертуарная политика, нет понимания кино как культуры и искусства...

- Что нового увидит зритель «Ракурса» в грядущем сезоне?

- Я надеюсь, что в начале сентября мы все-таки начнем наш новый, 33-й сезон с фильмов-лауреатов МКФ в Канне, Берлине, Роттердаме. Многие из них, благодаря усилиям дистрибьюторов, которые на свой страх и риск приобретают авторское кино, в большинстве случаев не окупающееся, начиная с осени, выйдут в прокат: «Любовь» Михаэля Ханеке, «Холи моторс» Леоса Каракса, «Рай: Любовь» Ульриха Зайдля, «За холмами» Кристиана Мунджиу, «Охота» Томаса Винтерберга, «Цезарь должен умереть» братьев Тавиани, «Ты и я» Бернардо Бертолуччи. Некоторые фильмы уже появляются этим летом: «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, «Кококо» Дуни Смирновой, «Римские приключения» Вуди Аллена, «Космополис» Дэвида Кроненберга... Выйдут в прокат и фильмы-участники и лауреаты «Кинотавра»: «Пока ночь не разлучит» Бориса Хлебникова, «Жить» Василия Сигарева, «Рассказы» Михаила Сегала, «За Маркса» Светланы Басковой, «Конвой» Алексея Мизгирева. Будут и ленты с Московского кинофестиваля, такие как «Орда» Андрея Прошкина, «Последняя сказка Риты» Ренаты Литвиновой. Но все-таки большая часть фильмов выходит в ограниченный прокат, и я надеюсь, что «Ракурс» покажет их эксклюзивно. Конечно, из всех этих вышедших фильмов мы выберем наиболее достойные, чтобы не ошибиться. Также мы надеемся продолжать авторские программы Валерия Бондаренко, Романа Черкасова, Олега Горяинова и мою, именно они позволяют знакомить зрителя с классикой кинематографа.

С 29 сентября по 18 октября у нас пройдет очередной совместный с «Альянс Франсез» фестиваль современного французского кино. В этом году будет небольшая ретроспектива фильмов с участием Натали Бай. Также на фестивале будут представлены современные и документальные картины. Пройдет очередной Манхэттенский фестиваль короткометражных фильмов. В новом сезоне мы будем продолжать проводить и онлайн-конференции с авторами фильмов, обсуждения отдельных картин, тенденций и направлений в мировом кинематографе не только в Доме актера, но и в эфире передачи «За кадром» на радио «Ток ФМ». Мы хотели бы продолжить приглашать отечественных режиссеров в «Ракурс» для встреч со зрителями. Но для этого необходимы дополнительные финансовые вложения. Мы будем надеяться на лучшее.

Справка
33-й сезон в «Ракурсе» откроется в начале сентября показом фильмов-лауреатов МКФ в Канне, Берлине, Роттердаме. С 29 сентября по 18 октября состоится очередной совместный с «Альянс-Франсез» фестиваль современного французского кино. Он будет включать ретроспективу фильмов с участием Натали Бай, современные и документальные картины. Затем пройдет Манхэттенский фестиваль короткометражных фильмов. В новом сезоне продолжат свою работу авторские программы Михаила Куперберга, Валерия Бондаренко, Романа Черкасова, Олега Горяинова. Планируются онлайн-конференции с авторами фильмов, а обсуждения отдельных картин, тенденций и направлений в мировом кинематографе будут проходить не только в Доме актера, но и в эфире передачи «За кадром» на радио «Ток ФМ».

10

 

Последние статьи

14 декабря
12 декабря

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5