выставка

Young Samara Artists

Творения молодых выглядят свежо
Арт-объекты молодых выполнены в духе современной эпохи
Арт-объекты молодых выполнены в духе современной эпохи

В галерее «Виктория» продолжаются эксперименты с молодыми талантами. Сначала - выставка Владимира Логутова, нашей современной звезды, а в пятницу - сборная экспозиция «Захват». Логутов – участник, куратор и главная приманка публики. Похоже, искусство уже растет в тени Мастера современности…

Выставка проходит в рамках VI Международной Ширяевской биеннале, про которую надо, конечно, писать отдельно и подробно. Мы удивительно самодовольно игнорируем это событие «между Европой и Азией», событие вполне себе европейского уровня.
С неловкостью признаем за ним право на существование, но не более просто потому, что нам сие непонятно.
Но вернемся к выставке. Узкие круги арт-общественности ожидали от Логутова и Ко если не манифеста, то, по крайней мере, коллективной заявки. Вот, мол, мы такие-сякие… и что-то еще дальше. Какое-то предложение. Ну, скажем, купите нас или ругайте нас, любите нас, убейте нас…

Страшно и красиво
Не получилось. Амбиции есть, талантливые работы есть, а вот целостного высказывания – увы. При этом сама выставка вполне себе удалась. Интересная, продуманная и даже серьезная, буржуазная в чем-то. Причем это, на мой взгляд, не попытка заигрывать с «денежной публикой», а отражение внутреннего состояния Логутова. Регулярно выставляясь в лучших московских галереях, имея хорошие продажи, Владимир становится все более солидным и даже лощеным художником. В галерее «Виктория» он представил вполне себе традиционную живопись.
Другие участники… Они разные. Описывать современную живопись вообще занятие неблагодарное. Лучше сходить и посмотреть. Возможно, восторга не будет, но сильный эмоциональный заряд гарантирован.
На мой взгляд, великолепны работы Светы Шуваевой. Сегодня она лучшая из молодых. И бэконовский мотив деконструкции классических полотен в ее варианте репрезентации выглядит страшно и красиво. «Троица» Андрея Рублева превращена в какую-то радужную купюру будущего. А что? Троица – «трешка» – на троих. Аналогия достаточно поверхностная, но как много в русской душе от этой аналогии! И прекрасного, и ужасного...
На открытие собрались все молодые творческие силы. И немного гостей, приехавших на биеннале. Своя тусовка. Покупателей у этого искусства в Самаре пока еще нет, в разряд светских мероприятий contemporary art пока не попадает. И это, кстати, наверное, самая главная проблема для развития современного искусства в Самаре. Нравится нам это или нет, но интерес к современному искусству со времен древнего Египта поддерживается и питается меценатством. Коллекционеры и любители создают питательную среду, в которой расцветают искусства. Те, кто шипит на Абрамовича и Дашу Жукову, просто не знают истории. В Самаре сегодня таких арт-одержимых людей нет. Ни талантов Логутова, ни энтузиазма Людмилы Патрати – хозяйки галереи, к сожалению, недостаточно. Нужны денежные мешки, чтобы качнуть весы в нужную сторону.
Впрочем, эта идея даже у посетителей галереи не находит большой поддержки. Истинные поклонники против меценатов, потому что купленное искусство уже не искусство, а публика буржуазная вообще не считает нужным поддерживать «эту мазню». Ходить и смотреть готовы, так как модно и во всем мире так делают. А вот купить работу и повесить на стенку, начать собирать самарских художников – увольте. Даже не смешно.

Наше все - YBA
Но сходить и посмотреть надо обязательно. Не потому, что это модно или престижно. Но потому, что художники во все времена – это самые тонко чувствующие люди, и в этих работах, неровных и нервных, дух эпохи запечатлен гораздо лучше или точнее, чем во многих реалистических поделках и подделках. Нравится нам это или нет, но та же Светлана Шуваева гораздо современнее, чем все правление местного Союза художников. Это никак не характеризует их творчество. Они просто разные.
В заголовке обыграно название знаменитой английской арт-группировки – YBA (Young British Artists). Их первые выставки в начале девяностых вдохнули жизнь в современное искусство Англии, да и всего мира. Братья Чэпмен, Трэйси Эмин и Дэмиен Херст – это все YBA. Возможно, среди участников самарской выставки есть не менее талантливые художники. По крайней мере, энергии и современности у них не меньше. Другое дело, что в Самаре это никому не нужно. И самое грустное, что это делает саму Самару никому не нужной в современном культурном мире.
Неля Коржова, куратор биеннале, художник:
- В нашем сознании Америка ассоциируется с темой захвата и противостояния современному искусству. Это неизбежный процесс. В такой ситуации художник пытается для себя определить, как ему быть и что можно  творчески противопоставить этому. Молодые авторы в своих работах с позитивной точки зрения говорят, что захват неизбежен, но они не видят потребности противостояния.
Андрей Саламатов, художник (г. Москва):
- Не заражайтесь искусством, не берите в голову и в руки.
 

3

 

Последние статьи

14 декабря
12 декабря

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6