культура

Искусство против масс

Французский взгляд на русский авангард
Выступление профессора Коньо было информативно насыщенным и глубоко познавательным
Выступление профессора Коньо было информативно насыщенным и глубоко познавательным

В прошедшие выходные в художественном музее читал лекцию известный французский русист, переводчик работ теоретиков русского авангарда, исследователь архитектуры конструктивизма и эстетики творчества режиссера Сергея Эйзенштейна, профессор русской литературы Университета Нанси Жерар Коньо. В наш город профессор приехал навестить свою дочь — директора самарского отделения «Альянс Франсез» Натали Коньо-Товен. Ученый любезно принял предложение администрации музея рассказать самарской публике о центральном в его научной деятельности исследовании «Искусство против масс».

 

 Работа, о которой пошла речь на лекции, явилась своебразным резюме всех научных трудов профессора Коньо и его докторской диссертацией. «Название книги - «Искусство против масс» - получилось очень провокационным. Наверное, точнее было бы назвать ее «Искусство против массового сознания, - начал свой рассказ профессор Коньо. - Когда я учился в Сорбонне, нам говорили, что искусство всегда соответствует своему времени, следовательно, авангардисты отрицали прошлый опыт, чтобы создать что-то, что будет отражать дух современного общества. И я долгое время в это верил. А потом вдруг понял, что это мнение ошибочно. Я усмотрел противоречие между линией развития творчества в XX веке и развития социального. Политическая власть, будь это открытый тоталитаризм, или более скрытые, «хитрые» формы управления людьми через финансовую систему, которые используются сейчас, заинтересована в том, чтобы превратить людей в «массу». Но человек по своей природе индивидуален, он хочет иметь право на собственные желания, стремления, на то, чтобы не являться безликой фигурой в общем ряду. Открыто противостоять подавлению индивидуальности одним из первых в искусстве начал Шарль Бодлер, затем - «проклятые поэты».
Профессор Коньо много изучал и переводил труды теоретиков русского авангарда. И понял, что они хотели соединить искусство и жизнь, хотели, чтобы жизнь каждого рядового человека стала творчеством. «Я старался выяснить, что стало импульсом для возникновения такого желания у Маяковского, Крученых, Хлебникова, Малевича, - сказал профессор.- Бесспорно, определенное влияние на них оказала западная традиция, в том числе традиция французская: поэты, о которых я уже упоминал, французские живописцы-модернисты, «открытые» русскими купцами. Но ваши художники не поддались соблазну копировать западные образцы, а обратились к родной народной традиции. Это было не стилизованное, «примитивное искусство», какое мы можем найти у западных авторов, - русские апеллировали к живой народной культуре, существовавшей в России параллельно с культурой официальной». По мнению Коньо, наши авангардисты открыли то, о чем позже говорил Леви-Стросс, провозгласивший, что «дикие» культуры и есть самые «настоящие», отражающие мир неискаженным.
 «Корней Чуковский когда-то сказал, что русские авангардисты — на самом деле архаисты, - сказал, резюмируя свой рассказ, Жерар Коньо. - И мне кажется, я понял, что он имел в виду. Они действительно были против прогресса как того, что отнимает у человека творческую волю, лишает спонтанности. Их искусство было сопротивлением против того, что превращает людей в массу, которой удобно управлять».
Выступление профессора Коньо вызвало живой интерес самарской публики. На лекции присутствовали художница Неля Коржова, литературовед Илья Саморуков, искусствовед Татьяна Петрова, поэт, доктор философских наук Виталий Лехциер и другие известные в городе деятели культуры.

8

 

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31