выставка

Держаться корней

«Материя пейзажа» Мельхиорре Наполитано в Художественном музее
Картины сицилийского художника понятны даже далекому от современного искусства зрителю
Картины сицилийского художника понятны даже далекому от современного искусства зрителю

28 сентября, в областном Художественном музее открылась выставка, пропустить которую в конце года Италии в России было бы досадным упущением. Несколько десятков работ Мельхиорре Наполитано, представлявшего свою страну на венецианской биеннале современного искусства в 2011 году, будут доступны вниманию до конца октября. В среду же состоялось торжественное открытие экспозиции.

 

В день открытия выставки «Материя пейзажа» небольшой зал художественного музея под названием «Лекторий» оказался переполненным. Это не слишком удивительно: имя Мельхиорре Наполитано сейчас на слуху. Он представлял Италию на венецианской биеннале в этом году, довольно часто бывает с выставками в Москве. А по случаю Года Италии в России с его работами можно было познакомиться еще и в нескольких провинциальных российских городах (Омск, Новосибирск и другие). Занимается он тем видом современного искусства, которое может понять и почувствовать даже неподготовленный зритель.
 Самарская экспозиция под названием «Материя пейзажа» должна была включать 64 картины. По словам замдиректора художественного музея по науке Татьяны Петровой, для нескольких работ в небольшом «Лектории» места не нашлось. Но и того, что представлено, вполне достаточно, чтобы оценить самобытность художника. «Когда мы готовили эту выставку, сразу прониклись особым духом, который наполняет эти произведения, - рассказала Петрова. - У работ удивительная аура, к ним хочется возвращаться, рассматривать их. Меня художник привлекает тем, как он ощущает некий единый мировой процесс. Например, ему интересна жизнь вулканов, их развитие, интересно, как растет дерево у вулкана, важны для него корни и растения...».
 Картины Мельхиорре особенно важно видеть вживую. Пейзажи будто бы абстрактны, но в них легко увидеть скалы или изгибы корней, и они в свою очередь рождают уже новые ассоциации. Интересны источники вдохновения художника. Казалось бы, итальянцу, живущему и работающему в Палермо, не нужно далеко ездить за пейзажами. Однако Наполитано нашел свой «мир алого цвета» в центральной части Франции, именуемой Вулкания. Там среди потухших вулканов он обрел не только фантастические цветовые гаммы, но и увидел «желанную цивилизацию, которая не существует, а может быть, и существует». Реальное и нереальное перемешиваются на его полотнах в трудноопределимых пропорциях так же, как и разные типы красок - масло и гуашь, акварель и темпера. Смешение позволяет ему добиться объемности. Если долго вглядываться в некоторые работы, через некоторое время обнаруживаешь себя ближе к ним, неосознанно пытаешься заглянуть за очередную скалистую гряду. Некоторые пейзажи выглядят мрачными или угрожающими, но разве не бывает такой природа? Наполитано старается раскрыть и показать тайны невидимой, но непрерывной и насыщенной подземной жизни, будь то движение плит или рост растений. А в качестве основ для своих картин художник использует беленую целлюлозу — редкий материал ручной работы («ручного литья», как сообщают подписи). Все вместе это делает стиль Наполитано узнаваемым.
 Впрочем, не все работы на выставке похожи. Самые яркие и большие по размеру картины из серии «Корни» - в центре экспозиции, рядом с ними объемные ландшафты Вулкании. Заметно выделяется серия «Признаки жизни». Она не столь импрессионистская, яркая, но «за кадром» здесь читается присутствие человека, «вписавшего» себя в природу с помощью наскальной живописи, орнаментов.
 Сам Наполитано на открытие выставки не приехал, поэтому художника заочно представили самарской публике Татьяна Петрова, директор Итальянского института культуры в Москве Адриано Дель Аста и почетный консул Италии в Самарской области и Республике Татарстан Джангуидо Бреддо. Бреддо благодарил самарцев за их интерес к культуре Италии, который он увидел и на недавнем балете по мотивам фильмов Феллини, и на открытии «Материи пейзажа». Адриано Дель Аста в свою очередь обратил внимание на то, что картины Наполитано — о вечном. И это вечное помогает увидеть, что между итальянцами и русскими немало общего.
 
 Татьяна Петрова, замдиректора Художественного музея по науке:
 - Наполитано волнует, что происходит с нашей планетой, с природой, с нашей жизнью. И все это очень тонко, точно и энергично выражено. Многие художники-классики обращались к этой теме, но как художник XX и XXI века он отмечает, что одно тождественно другому. Например, что структура зеленой клетки растения похожа на аэрофотосъемку местности. Одно подобно другому, но только в определенном смысле. Мне кажется, что «Материя пейзажа» - очень «зеленая», экологичная выставка.
 Адриано Дель Аста, директор Итальянского института культуры, советник посла Италии в РФ по культуре:
 - Я счастлив открывать эту выставку, и на то есть много причин. Во-первых, я впервые в Самаре. Много читал о вашем городе, но никогда не думал, что когда-нибудь найду время его посмотреть. То, что я видел сегодня, потрясающе. Вторая причина — выставка, которая напоминает нам о вечном. Наконец, это особый год для культуры Италии и России. Многочисленные мероприятия, которые мы провели, помогли понять нам, что у наших народов есть общие корни. Во всяком случае, где бы я ни был в России, я всегда чувствовал себя дома.
 Илья Саморуков, филолог, критик, преподаватель Самарского государственного университета:
 - Первое впечатление было, что это выставка для салона. Но сейчас начал вглядываться, и что-то начинаю находить в этих картинах. Мне кажется, это «головные» работы при всей своей пластичности. Но тут есть во что всматриваться. Думаю, это такое зрительное упражнение, чтобы потом таким образом воспринимать реальный пейзаж. Если перенести это видение на настоящую природу, создастся ценный эффект. То есть картины развивают умение смотреть на мир.
 

6

 

Последние статьи

14 декабря
12 декабря

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2