Джаз в Самаре

«Мираж» - это реальность

Джаз в Самаре: вчера и сегодня
В 1997 году «Мираж» сыграл на улицах Москвы на торжествах по случаю 850-летия российской столицы
В 1997 году «Мираж» сыграл на улицах Москвы на торжествах по случаю 850-летия российской столицы

Культурный Новокуйбышевск сегодня совсем не провинция. Многие интересные творческие коллективы города хорошо известны не только в Самарской губернии, но и за пределами России. И среди них муниципальный джаз-оркестр «Мираж».

Скептики терпят поражение
В репетиционном зале оркестра Дворца культуры все стены увешаны афишами и лауреатскими дипломами. Это результат почти 20 лет напряженной работы. А начиналось все в 1991 году. Основателем оркестра был Владимир Сичкарь. Его идея создать джазовый коллектив на базе духового оркестра была смелой, но, как вскоре выяснилось, нереальной: духовики не знали специфики джаза. Состав пришлось собирать практически заново, в том числе приглашать музыкантов из Самары. Но желающих нашлось немало, и вскоре оркестр зазвучал. Конечно, самому Сичкарю, с его аттестатом музыкальной школы по классу баяна и кое-какими навыками игры на трубе первое время было непросто доказывать свою компетентность. Некоторые музыканты скептически улыбались. Но энтузиазма и неукротимой энергии руководителю хватало. Организаторских способностей тоже. Еще в 18-летнем возрасте Владимир собрал сверстников, и через три месяца новый духовой оркестр наполнял улицы города звуками «Варяга» и «Марша славянки». Но на этом не остановился: уже работая с «Миражом», он окончил дирижерские курсы у заслуженного артиста РФ Георгия  Клементьева.
Благословление Лундстрема
Впервые «Мираж» громко заявил о себе на джазовом фестивале в Самаре через год после своего рождения. А вскоре получил диплом лауреата на Российском конкурсе джазовых биг-бэндов в Ставрополе. Самое памятное выступление относится к 95-му году. Концерт прошел в Москве в ЦДРИ. Присутствующие в зале джазовые авторитеты – Олег Лундстрем, Юрий Саульский и Алексей Баташев - очень лестно отозвались об оркестре. А Олег Лундстрем надолго подружился с новокуйбышевскими музыкантами: дарил им собственные аранжировки, при встречах помогал советами. А встреч было много. Джазовый фестиваль имени Олега Лундстрема, регулярно проводившийся в 90-х годах в Тольятти, по традиции всегда закрывался выступлением «Миража» и биг-бэнда самого Лундстрема. Известность новокуйбышевского оркестра стала всероссийской. Посыпались различные приглашения, и «Мираж» объездил немало городов страны,  неоднократно выступал в Москве, в том числе и на сцене Кремлевского дворца.
Конечно, успех коллектива стал возможен благодаря участию в нем талантливых исполнителей. Здесь в разные годы играли выдающиеся музыканты: саксофонисты - Григорий Еремеев, Алексей Раскопов, Петр Луконин, Вадим Ласалкин и Айрат Мирзагулов; трубачи - Александр Левин, Виктор Башаркин, Дмитрий Стерликов и Валерий Киреев; тромбонисты - Александр Слатов, Сергей Петренко и Сергей Семенов; басист Николай Мачкасов, пианист Владимир Кельман, барабанщик Владимир Кривоносов. С оркестром пели Ольга Олейникова, Юлия Денисова, Равшан Ураков, Ольга Безрукова, Михаил Морозов и Ренат Сафиуллин. Многие сохранили верность «Миражу» и сегодня, а кто-то, пройдя солидную школу, теперь работает на сцене самостоятельно и руководит собственными творческими коллективами.
Без настойчивости, упорства и полной самоотдачи Владимира Сичкаря успехи оркестра не были бы столь значительны. Вся его жизнь состояла в заботах о коллективе. Вскоре администрация Новокуйбышевска и ряд солидных фирм поняли, что «Мираж» - это лицо города, коллектив, поддерживающий его престиж. Для оркестра был приобретен комплект прекрасных музыкальных инструментов и звуковой аппаратуры. А родившийся как любительский, «Мираж» стал профессиональным муниципальным джаз-оркестром с соответствующим финансированием.
На Канарах и в Манеже
Навсегда запомнился музыкантам первый зарубежный выезд оркестра - в 1997 году на Канарские острова. Многие тогда вообще впервые оказались за границей и жадно впитывали впечатления. Тем более что на островах  как раз завершался ежегодный карнавал – зрелище просто фантастическое. А теплая февральская Атлантика манила окунуться в свои волны. Третий канарский концерт шел в пятизвездочном отеле на острове Тенерифе. Хозяин сообщил, что вечером в зале соберутся очень богатые люди – процентов на 40 американцы, на 50 – европейцы, остальные - …местные.  Канары  демонстративно не считают себя частью материковой Испании, расположенной от островов за 1200 километров. Оркестр начал концерт с  довольно сложных джазовых композиций. Публика равнодушно потягивала джин-тоник и прочие коктейли: ну что им может показать нового какой-то  русский оркестр из неизвестного Новокуйбышевска?! Оценив ситуацию, музыканты заиграли фантазию на темы Гленна Миллера из кинофильма «Серенада Солнечной долины». Зал мгновенно ожил и даже начал что-то подпевать. А под звуки In The Mood паркет уже трещал, и солидные господа, забыв про свой престиж, выделывали ногами замысловатые буги-вуги. Контакт был найден. В конце вечера довольный хозяин отеля подошел к  ведущему  концерта и попросил продолжить выступление. Но музыканты уже сильно устали. Вечер завершила Ольга Олейникова,  выдав а капелла в исконно русских интонациях народную песню «Эх, полным-полна моя коробушка». Номер прошел под одобрительный свист и восторженные крики зала.
Конец 90-х в творческой жизни «Миража» был отмечен еще несколькими важными событиями. Оркестр пригласили на главную сцену Манежной площади в дни празднования 850-летия Москвы. В сводной многочасовой программе здесь же выступали София Ротару, Эдита Пьеха, «Песняры» и многие другие звезды. В другом конце площади в то же время играл оркестр Олега Лундстрема. По оценке майора милиции, следившего за порядком, на площади собралось около 70 тысяч человек.
Джазовая Мекка
Все джазовые дороги ведут в столицы этого жанра – американский Ньюпорт и швейцарский Монтре. Удостоился чести сыграть в Монтре и «Мираж». В июле 2000 года он единственный представлял Россию на самом престижном европейском джазовом фестивале в Швейцарии. За 40 лет существования фестиваля в Монтре там выступали такие звезды, как Элла Фитцджеральд, Каунт  Бейси, Рэй Чарлз, Оскар Питерсон, Диззи Гиллеспи и многие другие. А российских музыкантов, которым довелось музицировать перед  требовательной публикой на берегу Женевского озера, можно пересчитать по пальцам. Из наших биг-бэндов здесь был только оркестр Анатолия Кролла. Приглашению «Миража» предшествовал строжайший отбор: оргкомитет досконально изучил полученную информацию об оркестре, а также его аудио- и видеозаписи.
Разумеется, «Мираж» постоянно выступает и в родном  Новокуйбышевске. Одному из авторов этих заметок довелось несколько лет сотрудничать с оркестром, вести на сцене его концерты, включая выступления в Москве и на Канарах. Два года в ДК НПЗ шел абонемент по истории джаза, где музыканты сопровождали рассказ ведущего. К несчастью, в декабре 2001 года Владимир Сичкарь ушел из жизни. Всего за месяц до этого ему было присвоено звание заслуженного работника культуры РФ. Руководителем оркестра стал барабанщик Владимир Кривоносов, а главным дирижером – Геннадий Крючков, известный в Самаре музыкант, давно сотрудничавший с «Миражом» как аранжировщик. Несколько изменился и состав оркестра, но он продолжал работать. Биг-бэнд записал три диска: два собственных оркестровых и один, где сопровождал вечер композитора Марка Левянта.
В 2002 году состоялся очень ответственный концерт «Миража» в столичном Доме композиторов. Еще через два года оркестр с успехом выступил в Барселоне. В 2006 году «Мираж» второй раз побывал на фестивале в Монтре. А на прошедшей неделе музыканты выступали в Самарской филармонии – на открытии фестиваля «Кино – детям».

100

 

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2