ИТОГИ

Год сквозь экран

«ВК» подводит итоги кинопроката-2010
Очередную историю о приключениях Гарри Поттера в этом году сопровождал ожидаемый успех у зрителей
Очередную историю о приключениях Гарри Поттера в этом году сопровождал ожидаемый успех у зрителей

Минувший год был богат на кинопремьеры, но наступающий 2011-й, судя по тому, что обещают нам прокатчики, будет еще более разнообразным. Вместе с самарскими киноведами и прокатчиками корреспондент «ВК» определил, насколько изменились предпочтения зрителей за последний год, а также выбрал самые громкие премьеры-2010 и ожидаемые новинки-2011.

3D как залог успеха
В сфере развлечений кинематограф по-прежнему занимает лидирующее место. Итоги этого года тому подтверждение. Если 2009-й для кинопрокатчиков прошел под знаком кризиса, то 2010-й стал более прибыльным: аудитория кинотеатров значительно выросла.
«В прошлом году жители Самарской области неохотно тратили деньги на посещение кинотеатров, предпочитая откладывать на черный день. Но весь 2010 год наблюдался прирост зрителей. Даже лето, сезон наименьшей посещаемости, несмотря на отсутствие блокбастеров, мы считаем очень успешным», - сообщил региональный директор сети «Киноплекс» по региону Самара-Тольятти Андрей Жирютин.
Отчасти это происходит благодаря кинотеатрам, которые сами идут навстречу зрителю, предлагая новые технологии и создавая иллюзию максимального погружения в происходящее на экране. За этот год во всех крупных кинотеатрах Самары появились 3D-залы. В открывшемся 28 мая самарском филиале «Пяти звезд» их целых четыре. И что бы ни говорили офтальмологи о создаваемой 3D нагрузке на зрение и психику впечатлительных людей, публика предпочитает смотреть блокбастеры во всей их красе. Тем же, кому впечатлений не хватает, предлагают также имеющиеся в каждом кинотеатре аттракционы 4D со стереозвуком, креслами на гидравлической платформе, эффектами вибрации, встречного и попутного ветра, дождя и тумана. В них, правда, новейшие блокбастеры не показывают, зато зрители могут ощутить себя героями специально подобранного для аттракциона фильма и совершить путешествие в экзотические страны.
Взлеты и падения
По мнению рекламного менеджера самарского филиала сети кинотеатров «Пять звезд» Ирины Бородулиной, передовые технологии неспособны подменить качественное кино: «Как правило, зрителя заинтересовывает фильм, а 3D-формат идет как бонус к картине». Если фильм художественно и технически совершенен, он пользуется спросом, если нет – никакие 3D-технологии его не спасут. Примером тому провалившаяся в прокате лента «Темный мир 3D» с низким бюджетом, слабыми сюжетом и игрой актеров. Бывает и с точностью до наоборот. Например, «Битва титанов», несмотря на ее зрелищность и Сэма Уортингтона («Терминатор: Да придет спаситель», «Аватар») в главной роли, в отечественном прокате (в отличие от мирового) не пользовалась спросом именно из-за низкого качества 3D. Когда за спецэффектами стоит банальность («Соломон Кейн») или спекуляция библейским сюжетом («Легион»), лента также обречена на провал. «У фильма низкого качества может быть широкая реклама. Но, несмотря на это, зритель всегда видит халтуру и создает фильму плохое «сарафанное радио». А оно по-прежнему играет одну из главных ролей в «жизни» конкретного кино», - считает Андрей Жирютин.
У провала картины бывают и иные причины: отсутствие федеральной рекламы, прокат фильма одновременно с более успешной лентой-конкурентом, плохая погода в дни показа…  В этих случаях в число непопулярных у зрителя часто попадают достойные фильмы, сделанные талантливыми кинематографистами со звездами первой величины и солидным бюджетом. В 2010-м среди них оказались «Робин Гуд» Ридли Скотта, диснеевский мультфильм «Принцесса и лягушка», пародия на комикс-героев «Пипец», молодежная комедия «Побег из Вегаса», полнометражный ремейк американского телесериала «Команда А». Сюда же попали фильмы-участники и призеры престижных кинофестивалей, например, «Где-то» Софии Копполы и «Город воров» Бена Аффлека. Но на такие не получившие широкой огласки и рекламы ленты традиционно ходят лишь посвященные в последние новости мирового кино эрудиты.
В основном же каким бы взыскательным зритель ни был он ждет нашумевших зрелищных блокбастеров с огромными рекламными бюджетами. Чаще всего это фильмы в жанрах «фантастика», «фэнтези», «приключения» и «боевик». Неудивительно, что «Аватар», прошедший в Самаре аж в двух версиях и отвечавший всем канонам массового кино, попал в число лидеров. С аншлагом шли и очередные серии про народно любимых героев – Шрека и Гарри Поттера. Судя по всему, даже если кино про них и упадет в качестве, а киноведы обнаружат в нем идеологические изъяны (в сюжете последнего «Гарри Поттера», например, нашли отражение идей фашизма), на посещаемости фильмов это отразится не скоро.
С гораздо большим скепсисом зритель принимает предлагаемых голливудской индустрией новых незнакомых героев. Например,  подозрительно похожих на персонажей «Гарри Поттера» и «Сумерек» героев лент «История одного вампира» и «Ученик чародея». Даже с такими звездами, как Николас Кейдж и Джон Рейли, эти картины провалились.
Зато герои «Сумерек», «переключившие» женскую зрительскую аудиторию с мелодрам и романтических комедий на «вампирскую трагедию», судя по ажиотажу вокруг очередной серии, актуальны как никогда. Впрочем, речь не о перемене вкусов, а о подаче старого содержания под новым «соусом». Все же думается, что с «Затмением» завершилась мода на вампирские саги.  Своеобразная адаптация «Сумерек» для детей под названием «Впусти меня» уже не популярна у отечественного зрителя.
В каком месте русское кино?
Если отбросить провалившиеся с треском туповатые комедии и ленты с бандитским уклоном, в этом году из отечественного кино востребованными оказались комедия от «Квартета И» про кризис среднего возраста «О чем говорят мужчины», история вечно непутевых гастарбайтеров «Наша Russia. Яйца судьбы», патриотический боевик «Кандагар» и ответ голливудским комикс-героям «Черная молния». Однако, по мнению прокатчиков, отечественный кинематограф пока не в силах тягаться с американским: для этого нет необходимой технической и бюджетной базы. «Отечественному кино необходимо сейчас делать ставку на самобытность, загадочную русскую душу. Ведь в национальных прокатах, скажем, в Европе, местные фильмы пользуются не меньшим успехом, чем «американские исполины», - считает Андрей Жирютин. Но для «самобытности» отечественное прокатное кино пока еще не созрело. Оно по-прежнему тиражирует патриотические идеи и представляет зрителю бесчисленные вариации на тему военного эпоса – опять же в духе американского кино. «Наиболее громкие премьеры отечественного кинематографа идут в русле голливудской тенденции: «Утомленные солнцем-2», «Край», «Брестская крепость», - считает киновед и культуролог Валерий Бондаренко. - Что бы ни говорил Никита Михалков сотоварищи, все эти картины представляют собой подражание американской традиции. Это попытка снять голливудское кино на русской почве. Все это выглядит особенно смешно, когда в смонтированный по-американски фильм «упаковываются» русские ценности».
Мнение экспертов
Отношение киноведов к ситуации с отечественным прокатом противоречивое. С одной стороны, они отмечают появление в этом году достойных лент.  «Я могу отметить музыкальную комедию «Неотразимая Тамара» режиссера Стивена Фрирза, – говорит Валерий Бондаренко. - Это перевод комикса на язык кино произведений английского классика Томаса Гарди. Как главная картина года запомнилось «Начало» Кристофера Нолана. Фильм любопытный, но, на мой взгляд, немного затянутый. Со второй половины его сюжет развертывается в механическом регистре, и картина теряет смысл. Весьма своевременна «Социальная сеть» Дэвида Финчера. Она сталкивает зрителя с теми, кого в культурологии называют «постлюдьми», не соответствующими реальным антропологическим характеристикам. Это фильм-описание коммуникативной и психоэмоциональной катастрофы, поскольку совершенно очевидно, что невероятное желание общаться в социальных сетях является показателем нежелания общаться в жизни, стремлением упростить или передоверить эту процедуру».
С другой стороны, не может не беспокоить тот факт, что значительную часть кинопроката составляет американский ширпотреб и лишь единицы – фильмы Англии, Франции, Испании. Много картин, предназначенных для кинопроката, например, блестящая британская лента «В петле», просто не доходят до отечественного зрителя. «Известно, что после Второй мировой войны американцы взамен на помощь в освобождении от фашистов потребовали от французов ввести квоты на голливудский кинематограф. – рассказывает Валерий Бондаренко. - Речь шла об идеологическом воздействии с помощью кино. В России сложилась аналогичная ситуация, и сегодня она мало изменилась. Достаточно посмотреть на афишу: 90% и больше составляют американские фильмы, в том числе и те, которые сами американцы не выпускают в прокат. Это кино для стран третьего-четвертого мира. В Америке оно выходит только на DVD. У нас же оно идет в кинотеатрах. Эта тотальность ничем, кроме крайне успешного культурного колониализма, не обусловлена. Ситуация требует уже законодательных мер».
Что год грядущий нам готовит?
Но пока ситуация не изменилась, публике остается смотреть то, что ей предлагают.
2011-й станет годом сиквелов. Уже в апреле поклонники «высокоскоростного» кино увидят пятую часть «Форсажа» с Вином Дизелем и рестлером Дуэйном Джонсоном. В мае зрителей ждет новая серия про похождения капитана Джека Воробья из «Пиратов Карибского моря». На этот раз герой Джонни Деппа закрутит роман со своей давней подругой в исполнении Пенелопы Крус и вступит в кровавый поединок с Черной Бородой. В июле на экраны выйдут «Трансформеры 3D». Режиссер Майкл Бэй подготовил для зрителей более зрелищные сцены сражений Автоботов с Десептиконами (одна из них развернется на Красной площади), эффектный образ одного из которых по кличке Взрывала составит главную «изюминку» фильма. Тогда же зрителя ждет заключительная часть саги про Гарри Поттера, где герой наконец-то выяснит отношения с воплощением мирового зла, волшебником Волан-де-Мортом. В ноябре покажут «Сумерки. Сага. Рассвет», в которой зрителю поведают подробную историю жизни Беллы Свон. Из анимации ожидаются продолжения «Кунг-фу Панда», диснеевских «Тачек» (на этот раз - в Токио), истории про пингвинов из «Делай ноги». Среди ожидаемых комедий - «Мальчишник в Вегасе-2», «Дети шпионов-4», молодежных триллеров – новые «Крик» и «Пункт назначения». Среди фантастических премьер - «Люди Х: первый класс», «Ковбои против Пришельцев». Но главная интрига этого года - блокбастер «Супер 8» по сценарию Стивена Спилберга про вторжение очередной злобной твари из космоса.
Отечественный кинопрокат порадует третьей серией семейной комедии «Любовь-морковь», экранизацией гоголевского «Вия»,  романтической комедией Тимура Бекмамбетова «Выкрутасы».  А еще – ремейком «Служебного романа» Эльдара Рязанова. Из биографических лент ожидается драма «ПираМММида» про печально известную империю начала 90-х и фильм Петра Буслова «Высоцкий».

3

 

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2