арт

Оно существует!

«Актуальное искусство» Самары официально признано

Вышел в свет каталог «Актуальное искусство Самары», изданный при поддержке администрации городского округа Самара. Это первая попытка как-то выделить и систематизировать местное контемпорари-арт на таком уровне.

Слухи о том, что каталог вот-вот появится, ходили по городу с весны. И вот недавно тетрадка формата А4 с завязанным узлом рельсом на обложке (это фотография Владимира Логутова) наконец вышла из типографии. 40 страниц, множество цветных фотографий, в том числе довольно редких. Составляли каталог два известных в городе арт-критика: Константин Зацепин и Илья Саморуков. Он разбит на три больших главы: «Лица», «Институции», «Мероприятия». Последние два раздела включают статьи о связанных с современным искусством организациях и больших регулярных мероприятиях. Наибольший интерес вызывает часть, посвященная художникам. Персональных страниц удостоены: Сергей Баландин, Евгений Бугаев, Александр Веревкин, Фрол Веселый, Анатолий Гайдук, Елена Дендиберя, Олег Елагин, Дарья Емельянова, Александр Зайцев, Анна Коржова, Неля и Роман Коржовы, Владимир Логутов, Алиса Николаева, Оксана Стогова, Андрей Сяйлев, Ася Фетисова, Светлана Шуваева, группа ЧЖНС. Это довольно полный список людей, активно участвующих в жизни организаций, перечисленных во втором разделе. Вступительная статья составителей довольно подробно рассказывает историю самарского контемпорари: абстрактная живопись в 1980-е, первая официальная презентация андеграундного искусства в Художественном музее в 1989 году, поездки художников на обучение в Штутгарт, повальное увлечение видеоартом, «галерейный бум»... Несколько неясным остается только одно — как авторы статьи проводят границы между «актуальным» и «неактуальным» искусством. Да, сейчас этот термин употребляется как сам собой разумеющийся — но ведь статья открывается заявлением о том, что в Самаре «право на актуальное высказывание до сих пор приходится доказывать». Таким образом, остается неясным, что конкретно и как можно доказать. Разве что последовать простой формуле «актуальное искусство — это как у художников из каталога». Впрочем, по словам одного из составителей Константина Зацепина, многие идеи и вопросы при составлении каталога пришлось отсечь по банальным бюджетным ограничениям.
 Из этой неясности вытекают и вопросы к списку художников, включенных в каталог. Среди них мы находим, например, имя Дарьи Емельяновой, которую авторы статьи характеризуют как представительницу «неоэкспрессионисткой живописной линии». Почему бы нет? Но навскидку можно вспомнить еще с десяток самарских художников, которых можно было бы определить как неоэкспрессионистов, неоабстракционистов и т.д. - их в каталоге нет и неясно, что стало критерием отбора. Востребованность художника перечисленными в каталоге институциями? Возможно. При всем при том каталог довольно точно отражает самарскую ситуацию. Трудно представить себе появление издания с таким названием в Москве или тем более в Европе — каталогизировать «всех» или приписать художника к определенному городу там давно стало невозможным. Также интересна ситуация, когда каталог, легитимизирующий целое направление в искусстве, издается не просто «при поддержке» администрации, а фактически от ее имени (на задней стороне обложки администрация Самары обозначена как обладатель прав на продукт, а представитель мэрии — как ответственный редактор). Видимо, это жест означает, что современное искусство признано важным ресурсом брендирования города — наравне с исторической застройкой и красотами Волги. Остается понять, как этот ресурс будет использоваться.

 

6

 

Последние статьи

12 декабря
11 декабря
07 декабря

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6