В тольяттинском театре «Колесо» прошла премьера спектакля по пьесе Евгения Водолазкина

Первый премьерный показ спектакля «Пародист» на Камерной сцене театра прошел 7 февраля. А 20 февраля зрители снова увидят эту постановку Павла Пронина по пьесе одного из самых значительных современных российских писателей.

Мировая премьера

Евгений Водолазкин является автором романов, ставших бестселлерами не только у российских, но и у зарубежных читателей, - «Лавр» и «Авиатор». Роман «Лавр», по версии газеты Guardian, даже вошел в десятку лучших книг мировой литературы о Боге. А в рейтинге ведущих русских писателей, опубликованном изданием Russia Beyond the Headlines, Евгений Водолазкин занял 25-е место - самое высокое среди ныне живущих авторов.

Лихо закрученные увлекательные сюжеты в его произведениях сочетаются с размышлениями над вечными вопросами: «Для чего мы живем на этой Земле?», «Что есть настоящие и мнимые ценности?».

Таково и раннее произведение писателя «Пародист» (опубликованное в сборнике «Две пьесы»), к которому обратился тольяттинский драматический театр «Колесо».

История постановки такова. Недавно тольяттинский театр впервые принял участие в  конкурсе по поддержке современной драматургии, организованном Министерством культуры РФ. И вошел в число финалистов.

По условиям конкурса у пьесы, предложенной к постановке, ранее не должно быть сценических воплощений. Так что тольяттинский спектакль стал первым обращением к пьесе «Пародист» на мировой сцене.

Крутые повороты сюжета

Необычное начинается с первых же минут. Сценическая площадка (белый круг с минимумом реквизита) в центре зала, вокруг нее – зрительские места. Часть публики находится на одном уровне с артистами, а часть располагается на более высоком. Действие – почти на расстоянии вытянутой руки.

А на сцене вначале - два ангела, которые в дальнейшем становятся действующими лицами - Спортсменом и Инспектором ДПС (артисты Петр Касатьев и Глеб Баканов).

По ходу развития спектакля внимательный зритель увидит в нем несколько уровней.

Первый – детективный. Сюжет несколько раз делает крутые неожиданные повороты, держа публику в напряжении до самого финала.

Санкт-Петербург. Хозяин дома, где происходит действие, - популярный пародист Бубенцов, погибший три года назад при невыясненных обстоятельствах. Его вдова (актриса Елизавета Фарапонова) и ее нынешний муж, бывший друг Пародиста (Олег Погорелец) принимают у себя в гостях некоего странного заикающегося частного детектива (его играет Андрей Амшинский), расследующего это преступление, и его спутницу, красивую таинственную незнакомку (актриса Нина Кучерук).

В ходе расследования детектив приходит к выводу, что знаменитый пародист был убит – тормоза его машины были выведены из строя. Кем же? Женой, которая хотела полностью завладеть его имуществом. Преступление раскрыто. Детектив снимает парик, отклеивает бородку, и перед нами появляется… сам пародист Бубенцов. Живой и здоровый. Как выясняется, жертвой преступления трехлетней давности стал не он, а подвернувшийся на дороге бомж, который попал под колеса его автомобиля из-за неисправных тормозов. Лицо бомжа в результате того происшествия стало неузнаваемым, и Бубенцов решил поменяться с ним ролями - оставил ему свои документы и надел на его палец свое обручальное кольцо. А сам «растворился в воздухе», начал другую жизнь, отправившись в путешествия по всему миру. В ходе путешествий состояние Бубенцова иссякло, и он решил пошантажировать «любимую супругу», напомнив ей о попытке его убийства. Но и это не последний поворот в действии. Молодая спутница Бубенцова оказывается его массажисткой, а по совместительству - новой женой, сопровождавшей Пародиста в путешествиях. И вдруг оказывается, что она, рассчитывая на часть его наследства, вынашивает еще более изощренный план убийства Бубенцова – с помощью первого мужа (Спортсмена), которого досрочно выпускают на свободу из заключения. Кстати, как выясняется, его досрочное освобождение вторая жена и проплатила.

Мнимое существование

Второй уровень спектакля, в котором много условностей, - мистический. Это и упомянутые ангелы в самом начале, и сцена с воскресением жертвы, и периодическое вторжение в действие Спортсмена-киллера, который перед тем как появиться в конце спектакля, несколько раз проносится по сцене с полиэтиленовой пленкой, трепещущей в его руках. Словно это какой-то неминуемый рок. В конце, когда Спортсмен предстает палачом, он аккуратно стелет пленку на сцене, чтобы завернуть в нее тело будущей жертвы.

И, наконец, третий уровень, метафизический. Наверное, не случайно главный герой пьесы и спектакля – Пародист. Все, что происходит на сцене, – своего рода пародия на жизнь. Ложь, алчность и бесчувствие здесь становятся повседневностью. Неизбежными атрибутами общества потребления. Человек человеку здесь – функция. Потребительские инстинкты правят им, но не дают радости жизни. И даже возможность посетить лучшие музеи мира становится тошнотворной, если это только потребление впечатлений и никак не связано с работой души. (Именно это и происходит с Массажисткой в ходе заграничных путешествий). В этом мире лучший друг – пародия на друга. А любимые женщины (и первая, и вторая) – пародии на любимых женщин. Как говорится в спектакле, первая жена «любила его, но замочила, чтобы не терять при разводе часть имущества».

Успех и известность в этом мире – пародия на успех. В спектакле есть фраза, которая, как мне кажется, - ключевая для его понимания: «Пародия - это случайность, ее исчезновения никто не заметит».

Замах бейсбольной биты

Еще один парадоксальный и пародийный эпизод перед самым финалом. Инспектор ДПС чуть было не нарушил ход задуманного преступления, врываясь в дом. Но его не волнует возможное убийство, которое вот-вот совершится, по многим признакам, а волнует то, что Бубенцов на своем «Мерседесе» пересек двойную сплошную. «Я скоро уйду, но перед этим отберу ваши права», - говорит инспектор. На что первая жена Пародиста отвечает: «Да не нужны ему права. У него и обязанностей-то никогда не было».

И сам Бубенцов невыносимо устал от этой мнимой жизни. Несмотря на деньги, славу и любовь поклонниц. Оттого он с такой покорностью в конце спектакля встает на колени на полиэтиленовой пленке, когда Спортсмен (он же бывший муж Массажистки, он же киллер, он же ангел) заносит над ним бейсбольную биту, современное орудие убийства…

27

Последние статьи

21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3