У вузов один путь - цифровая трансформация

Новые технологии помогают студентам ТГУ заниматься практической деятельностью

Находящаяся в последнее время на слуху у академической общественности инициатива Высшей школы экономики о замене в вузах лекций онлайн-курсами стала поводом поговорить с ректором Тольяттинского государственного университета Михаилом Кришталом о нынешнем состоянии высшего образования в Самарской области и России в целом.

- На ваш взгляд, насколько оправданы замена публичных лекций онлайн-курсами и разделение вузов по этому принципу? И как ТГУ готов к этому?

- Мы уже работаем в этом направлении. Преподаватели университета разработали более двух тысяч электронных учебников, которые используются в заочной форме обучения с применением системы дистанционного онлайн-обучения под зарегистрированным на ТГУ товарным знаком «Росдистант». Около двухсот из этих учебников мы внедрили и в очную форму по следующей схеме: 36 лекционных часов заменяются самостоятельным изучением электронных лекций с прохождением автоматизированных тестовых заданий для самоконтроля и поточными консультациями - обзорными установочными лекциями в большой аудитории для всего потока студентов. Причем в случае полного соответствия электронного контента курсу лекций на поточные консультации отводится четыре часа, а в случае неполного соответствия вводятся дополнительные часы, но в целом не более восьми. Такой механизм позволил высвободить по каждой образовательной программе до 164 аудиторных часов для 1-го и 2-го курсов обучения. При этом внедрение электронного контента взамен обычных лекций делается не для того, чтобы сократить часы взаимодействия студентов с преподавателем, а для перераспределения аудиторной нагрузки на проектную деятельность за счет уменьшения лекционной нагрузки. В ТГУ проектная деятельность встроена в учебный процесс с 2017 года. А уже в 2018-м мы полностью охватили ею очников 1-го и 2-го курсов - это более двух тысяч человек.

- В каких реформах срочно нуждается высшее образование в России? И нуждается ли вообще?

- Конечно, нуждается. В нынешних условиях ускорения темпов смены технологий стремительно растет спрос на технологические инновации и уже возникает потребность в сверхтехнологии - «технологии генерации инноваций». Ее эффективность критично зависит от эффективности использования цифровых технологий. Продолжая по инерции играть роль одной лишь кузницы кадров, вузы не смогут перестроиться на современные «рельсы» и успешно функционировать в будущем. Университет должен, как и прежде, давать фундаментальные знания и базовые общеинженерные компетенции. Однако современный вуз должен суметь перестроить учебный процесс таким образом, чтобы студенты приобретали и надпрофессиональные компетенции. В том числе навыки работы в команде, проектное и критическое мышление, умение быстро и самостоятельно осваивать современные технологии, находить и перерабатывать нужную информацию, самостоятельно учиться. Такие компетенции можно получить только через реальную практическую и проектную деятельность. Ее можно внедрить в учебный процесс, если грамотно использовать все возможности современного электронного и онлайн-обучения. Цифровые технологии позволяют перераспределить время студентов и сотрудников на реальную проектную деятельность и технологизировать процесс генерации инноваций. В целом вузы должны идти по пути цифровой трансформации, внедрения функций бизнес-инкубирования и акселерации стартапов в учебный процесс. По сути это модель инновационного цифрового предпринимательского университета. Именно такая модель разработана и реализуется в ТГУ как целевая.

- Чем отличается нынешнее поколение студентов от предыдущих?

- Те, кто учился в вузе в начале и в конце 2010-х годов, резко различаются. Происходит изменение в сторону большей индивидуализации и усиления творческой составляющей деятельности. Молодежь все больше нацелена на быстрые победы. И это понятно - увеличился темп жизни и смены технологий. И результаты также хочется видеть быстрее, при этом получать от работы не только достойное вознаграждение, но и удовлетворение.

Михаил Криштал,

ректор Тольяттинского государственного университета:

- Продолжая по инерции играть роль одной лишь кузницы кадров, вузы не смогут перестроиться на современные «рельсы» и успешно функционировать в будущем.
33

Последние статьи

21 февраля
19 февраля
17 февраля
16 февраля
14 февраля
12 февраля

Архив Рынки

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3