В Самаре планируют завершить строительство первой линии метро и приступить к прокладке новой ветки

12,3 километра - протяженность Самарского метрополитена
12,3 километра - протяженность Самарского метрополитена

Региональные власти нацелены продолжить развитие столь важного объекта транспортной инфраструктуры, как метрополитен в Самаре. При этом будут использоваться эффективные методы строительства, предполагающие снижение затрат на проведение работ.

Большое благо

Значительное увеличение количества автотранспорта за последние десятилетия заставило города-миллионники озадачиться развитием подземного скоростного пассажирского сообщения. В то время, как во многих мегаполисах страны метро начали строить с нуля, Самарский метрополитен исправно работает уже четвертый десяток лет, соединяя рабочие районы с географическим центром города. Сейчас протяженность подземки составляет более 12 км и включает 10 станций: «Юнгородок», «Кировская», «Безымянка», «Победа», «Советская», «Спортивная», «Гагаринская», «Московская», «Российская», «Алабинская». На подходе строительство станции «Самарская», она станет конечной на первой линии метро. В перспективных планах - возведение второй ветки, которая протянется от Хлебной площади до Центрального автовокзала и объединит крупные жилые районы областной столицы.

Важность развития подземной транспортной инфраструктуры подчеркивает губернатор Дмитрий Азаров: «Это большое благо, что у нас есть метро. Его надо двигать, достраивать, изыскивать средства. Каждая новая станция повышает эффективность работы метрополитена. Поэтому мы продолжим работу по прокладке новых маршрутов».

Глубоко не рыть

Планы по развитию метрополитена детально обсудили на недавнем заседании комитета Самарской губернской думы по транспорту, автодорогам, информтехнологиям и связи. Первый заместитель министра строительства - главный архитектор Самарской области Анатолий Баранников - рассказал, что современная схема оптимально дополняет транспортную инфраструктуру города. Согласно расчетам, она обеспечит поперечные связи между основными транспортными магистралями и возьмет на себя значительную часть пассажиропотока.

Анатолий Баранников напомнил, что из-за недостаточного финансирования станция «Алабинская» в 2015 году была запущена по усеченному варианту - сейчас осуществляется тупиковое движение от станции «Российская» по одному тоннелю. «На завершение строительно-монтажных работ и ввод «Алабинской» в эксплуатацию в полном объеме в 2019 году потребуется 949 млн рублей, - сообщил главный архитектор. - По поручению губернатора эти средства правительство планирует изыскать в результате исполнения областного бюджета».

По его мнению, в будущем при формировании бюджета необходимо учитывать, что недостаточное финансирование приводит к увеличению продолжительности строительства метрополитена и, как следствие, его удорожанию. Из-за урезанного финансирования каждую станцию приходится строить как конечную, делать разворотные тупики и т.д.

Начиная с 2021 года планируется приступить к прокладке линии от «Алабинской» к новой станции «Самарская», которая расположится под сквером Устинова. Тоннель будут прокладывать в створе ул. Самарской в три этапа - от ул. Полевой до ул. Чкалова, потом до ул. Маяковского и в завершение - до Самарской площади. Строительство будет вестись открытым способом, который является наименее затратным. Стоимость работ по возведению всего пускового комплекса (перегон и станция) составит 7,3 млрд рублей. Сейчас рассматриваются два предложения архитектурного оформления станции, выполненные в псевдоклассическом стиле, соответствующем ансамблю Самарской площади, и современном. Этот вопрос планируется вынести на публичное обсуждение.

С вводом «Самарской» прокладка первой ветки завершится. В этой части города с ее обилием памятников архитектуры дальнейшее строительство метро предполагает глубокий уход под землю, но это очень дорого.

«Мы «подцепим» историческую часть города с другой стороны и планируем сделать это по относительно дешевому и эффективному варианту», - сообщил Анатолий Баранников.

«Легкое» метро

Трасса второй очереди метро пройдет от Хлебной площади в направлении Центрального автовокзала - это девять километров путей и шесть новых станций. С существующей веткой она пересечется на станции «Московская», где уже предусмотрена возможность пересадки. Сейчас ведется работа по увязке этих планов с проектом организации съездов с Фрунзенского моста. Также учитывается планировка территории под строительство Южной обводной дороги, которая пройдет вдоль берега реки Самары и соединит все автомобильные мосты.

Станция в районе Хлебной площади будет иметь наземное исполнение с эскалаторным подъемом непосредственно на площадь и выходом на набережную, которую планируется благоустроить. Отсюда и до железнодорожного вокзала ветка пойдет дугой по эстакаде вдоль берега реки Самары - она будет пересекать железную дорогу в верхнем уровне и опираться на железобетонные конструкции. На вокзал метрополитен зайдет между путями дальнего следования и пригородными путями, станция расположится на эстакаде.

«Это радикальное решение, - подчеркнул Анатолий Баранников. - Первоначально мы планировали зайти тоннелем под привокзальную площадь. Новое решение существенно снижает стоимость работ по строительству и позволяет организовать очень хороший транспортно-логистический узел, который будет работать не только на Самару, но и на все пригородное сообщение. Подключив метрополитен к вокзалу, с учетом программ РЖД по проекту городской электрички, а в будущем высокоскоростной магистрали до аэропорта Курумоч и Тольятти, мы получим возможность с эстакадной станции метро осуществлять пересадки и на электрички, и на городской транспорт. Если нам удастся реализовать так называемое «легкое» метро между вокзалом и Хлебной площадью, то мы сможем обеспечить всем горожанам доступ к историческому центру Самары. И эта часть города заживет новой жизнью».

От железнодорожного вокзала метро будет уходить под землю, начиная от ул. Мечникова. Тоннель получит неглубокое заложение и пройдет под площадью Урицкого и проспектом К. Маркса, далее под ул. Гагарина и Московским шоссе до Центрального автовокзала, где сосредоточены крупные жилые районы.

«Проект строительства магистрали «Центральная» сейчас переходит в практическую плоскость, поэтому там достаточно эффективно будет двигаться наземный транспорт, - рассказал главный архитектор. - А для обеспечения жилых районов возможностями подземного транспорта вдоль Московского шоссе и улицы Ново-Садовой можно будет развивать метрополитен дальше».

В завершение обсуждения председатель думского комитета Андрей Мурзов сообщил, что вопрос развития метро с финансовыми расчетами и экономическим обоснованием будет еще подробно рассматриваться депутатами на заседании общественной комиссии по транспорту.

Анатолий Баранников,

Анатолий Баранников,

первый заместитель министра строительства - главный архитектор Самарской области:

- Каждая новая станция метро существенно влияет на увеличение пассажиропотока. Строительство станции «Самарская» позволит метрополитену выйти на качественно новый уровень окупаемости. Фактически мы присоединим к метро весь исторический центр Самары.

Андрей Мурзов,

Андрей Мурзов,

председатель комитета Самарской губернской думы по транспорту:

- Мы предлагаем рассмотреть возможность увеличения финансирования строительства очередной станции метро, чтобы оно не растянулось на долгие годы и не обернулось транспортным коллапсом для жителей города.

131

Последние статьи

22 февраля
21 февраля
19 февраля

Архив Экономика и бизнес

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3