Благотворное влияние культурной элиты на развитие Самары

Эвакуация в Куйбышев целой плеяды выдающихся деятелей искусства оказала самое благотворное влияние на культурное развитие города. За годы войны город превратился в крупнейший культурный центр Советского Союза. Само присутствие культурной элиты страны в нашем городе облагораживало его, поднимало его патриотический дух, влияло на эстетические взгляды горожан.

Они неизмеримо выросли, потому что изменился состав населения за счет большого количества эвакуированных из Москвы, Ленинграда, Киева, Минска. Ведь эвакуированные представляли крупнейшие промышленные предприятия, правительственные учреждения, дипломатический корпус. Все это предъявляло дополнительные требования к качеству театральных постановок, культурных мероприятий, а главное, поднимало уровень культурной жизни города.

Здесь работал Большой театр, здесь жили и творили выдающиеся артисты, музыканты, художники, писатели. Это была действительно уникальная ситуация, когда ограниченное время, на ограниченном пространстве, в Куйбышеве жило и творило столько выдающихся деятелей искусства – Дмитрий Шостакович, Алексей Толстой, Александр Довженко, Иван Козловский, Юрий Левитан, Ольга Лепешинская, Илья Эренбург, Валерия Барсова, Михаил Шолохов, Давид Ойстрах, Валентин Катаев, Сергей Лемешев, Юлий Райзман, Петр Алейников, Эмиль Гилельс, Сергей Образцов, Соломон Михоэлс и еще десятки и сотни звезд отечественной культуры.

Рядом с большими мастерами росла местная творческая молодежь. Благодаря общению с Алексеем Толстым, Эренбургом, Вандой Василевской, Петром Павленко, Катаевым, Всеволодом Ивановым набирались опыта местные литературные дарования. Знаменитые писатели активно участвовали в культурной жизни города, представляли свои новые произведения, публиковались в местной печати.

Без помощи маститых не возродилась бы Куйбышевская писательская организация, не вышел бы первый номер литературно-художественного альманаха «Волга». Это произошло в 1943 году, и с тех пор альманах «Волга» стал выходить регулярно.

Жизнь музыкантов была не менее насыщенной, и прежде всего, здесь выделялся Шостакович. Первое его выступление в Куйбышеве состоялось на вечере работников культуры, организованном Всероссийским театральным обществом в начале декабря 1941 года. На этом вечере выступил также Эренбург, а Шостакович исполнил фортепианное переложение скерцо из своей симфонии и партию фортепиано в Сонате для виолончели.

В середине декабря создается Куйбышевский филиал Союза композиторов, председателем правления которого избирается Шостакович.


Под руководством Шостаковича началась активная жизнь Союза: еженедельные заседания назывались «Музыкальные среды». Первая «Музыкальная среда» прошла в декабре 1941 года, на которой Шостакович показал первые три части своей Седьмой симфонии. Известно, что на последующих «средах» состоялись творческие отчеты.

Уже вскоре после приезда по просьбе директора музыкальной школы № 1 3.И. Маевской, композитор начал встречаться с учащимися и педагогами единственного тогда в городе музыкального учебного заведения. Шостакович бывал там почти на всех концертах и часто сам играл свои сочинения. Иногда вместе с ним появлялись Валерия Барсова, Лев Оборин, Эмиль Гилельс и другие исполнители. Понятно, насколько важны были для юных музыкантов встречи с Шостаковичем.

“В Куйбышеве мой временный дом, — писал в сентябре 1942 года в газете “Труд” Шостакович. — Я здесь много работаю. Но, конечно, как бы мне удобно ни жилось, как бы хорошо ни работалось, меня тянет в город, жить в котором до войны было радостно, а в дни войны стало высокой честью, в город, воспитавший меня, в Ленинград”. В итоге композитор покинет наш город в марте 1943 года, но сохранит особенные, дружеские отношения с куйбышевскими деятелями культуры до последних дней жизни.

Присутствие в городе известного художника, лауреата Сталинской премии Василия Ефанова способствовало формированию положительного имиджа всех мероприятий, проводимых живописцами. Восемь больших выставок было проведено в городе при Ефанове, и все они получили большой общественный резонанс. Кроме того, Василий Прокопьевич максимально помогал и поддерживал Куйбышевское отделение Союза художников. Активное участие во всесоюзных выставках, проводившихся в Куйбышеве, помогло местным живописцам выйти на новый творческий уровень.

Среди знаменитых деятелей культуры в Куйбышеве был и кукольник Сергей Образцов.

Именно тогда завязалась крепкая дружба и плодотворное сотрудничество между нашим кукольным театром и легендарным мастером. А Куйбышевский театр кукол в годы войны работал очень активно. За годы войны им было сыграно две тысячи семьсот спектаклей. У театра появляется новый зритель —  это раненые в госпиталях. Сюда артисты привозят лучшие спектакли военного репертуара: «Партизаны», «Сказки партизанского леса», «Как немецкий генерал с поросенком воевал». Особенно популярной постановкой в  эти годы становится спектакль «Собакам — смерть собачья», где в острой сатирической форме были показаны враги советского народа — Гитлер, Геббельс и другие фашистские заправилы. Гастроли по области в те годы более напоминали пешие марш-броски. С декорациями, куклами и реквизитом женщины-актрисы (а мужчин-актеров в театре практически не было) ходили из села в село, давая по нескольку спектаклей в день. И только любовь к своему делу помогали преодолевать усталость и непогоду.

Большой театр работал в нашем городе 1 год и 8 месяцев.

Балет «Алые паруса» появился на сцене Большого театра именно в Куйбышеве

Пребывание в Куйбышеве главного оперного театра страны, его большая профессиональная, общественная и благотворительная деятельность, безусловно, оказали самое благоприятное влияние на духовную жизнь Куйбышева военного времени.

Примеров шефской работы Большого театра, поддержки местных творческих людей можно привести множество. Вот цитата из отчета председателя военно-шефской комиссии М. Купера: «Работники ГАБТ взяли шефство над самодеятельностью завода № 24, были прослушаны все вокалисты самодеятельности. С хоровым кружком занимается хормейстер Хазанов, с танцевальным кружком - артисты балета Джалимова и Борисов, с драматическим - заслуженный артист РСФСР Остроумов».

Большой театр не только давал десятки шефских концертов на заводах и в госпиталях, но и активно сотрудничал с местными творческими коллективами. Так, в конце 1941 года молодой балетмейстер Большого Наталья Данилова (на фото) с куйбышевской балетной труппой поставила спектакль «Дон Кихот».

Среди первых зрителей этой постановки были Дмитрий Шостакович, Иван Козловский, Ольга Лепешинская, которые очень тепло отзывались о спектакле. А вскоре Данилова стала главным балетмейстером нашего театра и более 20 лет возглавляла куйбышевский балет.

Как известно, осенью 1941 года в Куйбышев было эвакуировано Всесоюзное радио. Здесь же оказалась и часть оркестра Радиокомитета вместе с руководителем и блестящим пианистом Александром Цфасманом. 

 Пополнив состав местными музыкантами, джаз начал свои выступления в ресторане "Гранд Отель". По воспоминаниям очевидцев, кроме самого Цфасмана, в центре внимания был виртуознейший барабанщик Лаци Олах. В своих сольных импровизациях он использовал все, что попадалось ему под руку, включая собственные массивные роговые очки. Ансамбль этот, к сожалению, просуществовал недолго, но безусловно помог джазу начать триумфальное шествие по Куйбышеву.

Куйбышевская студия кинохроники при поддержке столичных мастеров вышла на принципиально новый творческий и профессиональный уровень. С 1 июля 1942 года в студии был начат выпуск нового ежемесячного журнала «Поволжье» - три номера в месяц, который охватывал все области и республики Поволжья. Этот проект был задуман ещё до войны, но реализоваться смог только после эвакуации в Куйбышев Центральной студии документальных фильмов. В дальнейшем киножурнал «Поволжье» регулярно выходил на экраны всей страны в течение долгих десятилетий.

Таких примеров о благотворном влиянии эвакуированных деятелей искусства на культурную жизнь города можно приводить еще немало.

За время пребывания культурной элиты здесь было создано немало разнообразных высокохудожественных произведений: Седьмая симфония Шостаковича и оперетта «Табачный капитан» Эйхенвальда, премьеры оперы «Вильгельм Телль» и балета «Алые паруса», игровой фильм «Небо Москвы» и документальные фильмы студии кинохроники, живописные полотна художников Ефанова и Савицкого и публицистика Ильи Эренбурга и Алексея Толстого.

Деятели культуры Советского Союза внесли большой вклад в победу над фашистской Германией. И в их числе были писатели, музыканты, художники и артисты с самарской судьбой. И, наверное, символично, что 9 мая 1945 года любимица куйбышевской публики, исполнительница русских народных песен Вера Зенкевич пела бойцам-победителям в поверженном Берлине у разрушенного рейхстага самую главную, самую знаменитую самарскую песню – "Ах, Самара-городок".

 

 

 

 

 

 

19

Последние статьи

18 января
17 января
16 января
15 января

Архив Губерния

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6