Одиннадцатый Мариинский

Фестиваль «Мстиславу Ростроповичу» меняет название и формат

В Самарском театре оперы и балета прошел Музыкальный фестиваль «Мариинский». В исполнении симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева прозвучали произведения Дебюсси, Равеля, Прокофьева, Римского-Корсакова, Стравинского и Брукнера.

Приезд симфонического оркестра Мариинского театра - продолжение традиций фестиваля «Мстиславу Ростроповичу», который ежегодно проходил в Самаре на протяжении 10 лет. Одиннадцатый фестиваль был переименован в «Мариинский». По словам художественного руководителя фестиваля Валерия Гергиева, это позволит расширить программу и включить в нее балетные и оперные спектакли.
Вечерний концерт фестиваля «Мариинский» посетил губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. «Фестиваль проходит во многом благодаря блистательному Валерию Гергиеву, - отметил глава региона. - Мы искренне рассчитываем, что и в дальнейшем наше сотрудничество с маэстро продолжится. Ведь можно сказать, что в дни фестиваля Самара становится музыкальной столицей России. Я рад, что на протяжении существования фестиваля «Мстиславу Ростроповичу» в Самаре выступали блистательные музыканты, признанные мастера и молодые таланты, что почетными гостями фестиваля становились друзья Мстислава Ростроповича - Родион Щедрин, Майя Плисецкая, София Губайдулина. И я очень надеюсь, что благодаря нашему сотрудничеству с Валерием Гергиевым на фестивале «Мариинский» будут выступать мировые звезды».
Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева традиционно дал три концерта. Единственное отличие от фестивалей прошлых лет было в том, что два выступления были дневными и одно - вечерним. Музыканты исполнили «Ноктюрны» Клода Дебюсси, оркестровые сюиты из музыки балета «Дафнис и Хлоя» Мориса Равеля, Первую симфонию Сергея Прокофьева, симфоническую сюиту «Шахерезада» Николая Римского-Корсакова, колыбельную и финал из балета «Жар-птица» Игоря Стравинского и Пятую симфонию Антона Брукнера.

Подарки от Гергиева

«Не хочется играть более или менее похожие программы в течение 11 лет», - сказал на пресс-конференции, посвященной фестивалю «Мариинский», его художественный руководитель Валерий Гергиев. Поэтому в этом году зрители получили возможность услышать редкое исполнение двух оркестровых сюит для балета «Дафнис и Хлоя» Мориса Равеля. «Полное исполнение музыки для балета «Дафнис и Хлоя» - это редкое явление, - рассказал маэстро. - Часто играют только одну сюиту. Она занимает пятнадцать минут. Это более привычно для концерта. А тут пятьдесят пять минут музыки, что по протяженности соответствует симфонии. Я думаю, что в Самаре не так часто исполняют опус Равеля, так как немногие находят на это силы и ресурсы. Здесь нужны большой оркестр, хор и множество достаточно редких инструментов. Даже я в своей жизни впервые представляю в России это произведение, а я провел тысячи концертов».
Еще одним подарком от оркестра Мариинского театра стало исполнение Пятой симфонии Антона Брукнера. По словам Валерия Гергиева, ее редко представляют не только в России, но и в известных своими масштабными фестивалями классической музыки Австрии и Германии.
Остальные произведения, прозвучавшие на фестивале, более привычны широкой публике - «Ноктюрны» Клода Дебюсси, симфоническая сюита «Шахерезада» Николая Римского-Корсакова, Первая симфония Сергея Прокофьева, колыбельная и финал из балета «Жар-птица» Игоря Стравинского. При этом программа фестиваля изменилась в последний момент. Не было заявленных ранее «Картинок с выставки» Модеста Мусоргского. Но зато оркестр исполнил классические работы Сергея Прокофьева и Игоря Стравинского.
Каждый год на пресс-конференции Валерий Гергиев говорит, что не хочет, чтобы программа фестиваля повторялась и каждый раз старается представить самарской публике что-то новое. Вопрос в том, готова ли к этому широкая аудитория. Ясно, что на концерт оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева билеты раскупаются очень быстро, еще до того момента, как озвучена программа. Маэстро со своими музыкантами в Самаре может позволить себе многое, даже представить сложные произведения, что становится большим подарком для поклонников академической музыки и серьезным вызовом для любителей популярной классики.
Полная версия «Дафниса и Хлои» оказалась для зрителей вечернего концерта проверкой на любовь к музыке и доверия к знаменитому дирижеру. Но Валерий Гергиев уравновесил впечатления слушателей второй частью вечера, знакомая всем «Шахерезада» Римского-Корсакова сорвала овации и крики «Браво!». Еще более сложным для публики оказался третий концерт. Он начался с задержкой в полчаса и состоял только из одного произведения - Пятой симфонии Антона Брукнера. По его окончании казалось, что зал еще не понял, что пора расходиться. Полтора часа музыки пролетело так быстро, что слушатели явно хотели еще. Только когда сцену начали покидать музыканты, стало понятно, что фестиваль завершился.
В этом году в Самаре первой скрипкой оркестра выступил Лоренц Настурика-Гершович. Он возглавляет Страдивари-ансамбль Мариинского театра и иногда выступает в оркестре под управлением Валерия Гергиева. Музыкант играет на скрипке Rodewald работы Антонио Страдивари. Его приезд в Самару можно считать очередным подарком от фестиваля. И зрители этот подарок приняли с восторгом. Многие были просто загипнотизированы его мастерством.

Правильные формулировки

Валерий Гергиев обещает сюрпризы и на следующий фестиваль: «У оркестра Мариинского театра громаднейший репертуар, и, может быть, в следующем году мы сделаем что-то контрастное». Тем более что переименование фестиваля в «Мариинский» открывает более широкие возможности для программы. «Мы десять лет посвящали фестиваль Мстиславу Ростроповичу. Сейчас мы переходим к более свойственному нам формату и к правильной формулировке, - рассказал Валерий Гергиев. - Новое название дает нам возможность привозить и балетные, и оперные спектакли, которые не будут связаны только с именем великого музыканта. Все, что мы планируем привезти, будет связано с историей Петербурга и Мариинского театра. Мне это кажется достаточно привлекательным».
Первый фестиваль под новым названием «Мариинский» в Самаре пока не сильно отошел от программных традиций концертов «Мстиславу Ростроповичу». За десять лет фестиваль стал одной из ярких страниц в музыкальной жизни Самары. Первый фестиваль приезжали открывать Майя Плисецкая и Родион Щедрин.
Фестивали под названием «Мариинский» уже есть во Владивостоке и во Владикавказе. При этом во Владивостоке программа по большей части состоит их спектаклей. Во Владикавказе перед симфоническим оркестром Мариинки выступают молодые музыканты из кавказских регионов. Каким будет «Мариинский» в Самаре, пока сказать сложно.

70

 

Последние статьи

12 декабря
11 декабря
07 декабря

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2