Моторы для фронта

Самарские школьники познакомились с историей ПАО «Кузнецов» и побывали в заводских цехах
50 моторов в сутки собирали на запущенном в сборочном цехе конвейере в 1943 году
50 моторов в сутки собирали на запущенном в сборочном цехе конвейере в 1943 году

Перед Парадом Памяти было проведено большое количество мероприятий, посвященных этому событию, например, уроки мужества и патриотические классные часы в образовательных учреждениях области. Были организованы экскурсии для школьников и студентов средних профессиональных учебных заведений на предприятия губернии, эвакуированные в годы Великой Отечественной войны в областную столицу.

После торжества на площади им. Куйбышева такие акции не закончились. В частности, учащиеся самарской школы №107 посетили музей и цеха ПАО «Кузнецов».
Ребята познакомились с историей предприятия. «Когда враг приближался к Москве, Государственный комитет обороны принял решение эвакуировать предприятие на Среднюю Волгу, - рассказывали им на экскурсии. - Последний эшелон с заводчанами ушел в Куйбышев 27 ноября, а уже 25 декабря на испытательной станции заработал первый куйбышевский мотор АМ-38».
В 1943 году на запущенном в сборочном цехе конвейере собиралось по 50 моторов в сутки. «Изделия завода №24 на грузовиках и подводах перевозились к соседям, на самолетостроительные заводы №1 и №18. Моторы устанавливались на штурмовики Ил-2. Заводские летчики их испытывали и передавали военным на фронт», - пояснила начальник центра истории и техники ПАО «Кузнецов» Наталья Аладьева.
В Куйбышеве за годы войны было произведено почти 40 тысяч штурмовиков Ил-2 и Ил-10. По словам историков, на каждом самолете был установлен двигатель, произведенный Куйбышевским моторостроительным заводом №24. «Именно в военные годы сформировался мощнейший промышленный потенциал нашего региона», - заметила Наталья Аладьева.
В ходе экскурсии ребята узнали, что в конце войны появились реактивные самолеты с турбореактивными двигателями. В мае 1949-го завод начал осваивать реактивный двигатель ВК-1. Со второй половины 1950-х годов на заводе началось внедрение в серийное производство двигателей марки «НК», разработанных в ОКБ генерального конструктора Николая Кузнецова.
Тесная связь с ОКБ помогла заводчанам освоить космическую продукцию. На предприятии вскоре было развернуто производство ракетных двигателей. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в мире облет Земли на ракете с двигателями куйбышевских моторостроителей.
Ребята побывали у памятника двигателю НК-12 МП, созданному Николаем Кузнецовым и открывшему новую эру в отечественном двигателестроении.
Школьники также увидели современное производство, посетив цех окончательной сборки газотурбинных двигателей, предназначенных для авиации и энергетики. Они могли задать рабочим и инженерам интересующие их вопросы. Многие из них касались выбора будущей профессии.
Они узнали, что предприятие вкладывает значительные средства в производство. Реализуется 13 инвестиционных проектов, принято решение о строительстве нового здания ОКБ, ведется профориентационная работа в партнерстве со школами и колледжами.
«Я узнала много нового о предприятиях, которые эвакуировались в Куйбышев в военные годы, о славной истории моторостроительного завода. Здорово вживую, а не на картинке взглянуть на двигатели, которые стоят на настоящих ракетах», - поделилась ученица школы №107 Дарья Бузлякова.
«Для нас такие встречи - это возможность рассказать ребятам о космосе и авиации. Они могут увидеть, какая техника существовала раньше, и посмотреть современное производство, - говорит руководитель аппарата управляющего директора ПАО «Кузнецов» Елена Меркулова. - На заводе много молодежи, которая хочет и умеет творить. Сегодня перед нами стоят не менее серьезные задачи, чем в годы Великой Отечественной войны».
Кстати, в этом году на Параде Памяти 7 ноября самарское предприятие Объединенной двигателестроительной корпорации представляли молодые конструкторы, работники производства и испытательного комплекса. Ветераны предприятия наблюдали за парадом в качестве почетных гостей с трибун. А у зрителей была возможность ознакомиться с артефактами военного периода - ПАО «Кузнецов» представило широкой публике подшивку заводских газет того времени. Впервые сотрудники завода вынесли на площадь знамена советского периода, переданные ему на вечное хранение в знак признания особых производственных заслуг.

Сергей Павлинич,
управляющий директор ПАО «Кузнецов»:

- В ноябрьские дни 1941 года, когда на площади им. Куйбышева состоялся парад, шла эвакуация предприятия из Москвы. Со всего СССР сюда съезжались специалисты, чтобы в сжатые сроки начать производство моторов для фронта - задача, по масштабам сопоставимая с той, что стоит перед «Кузнецовым» в настоящее время.

33

 

Последние статьи

12 ноября
11 ноября
09 ноября
08 ноября
07 ноября
06 ноября

Архив Губерния

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2