«Золотой рубль» хормейстера

В Самаре прошла творческая встреча с легендарным Владимиром Мининым
Образованию знаменитый хормейстер уделяет особое внимание. Он превозносит музыкальную систему эпохи царской России и уверен, что именно она дала миру великие имена
Образованию знаменитый хормейстер уделяет особое внимание. Он превозносит музыкальную систему эпохи царской России и уверен, что именно она дала миру великие имена

В воскресенье в филармонии выступил Московский государственный академический камерный хор под руководством легендарного Владимира Минина. В этот же день в Самарском государственном институте культуры состоялась творческая встреча с известным хормейстером. Здесь он поделился воспоминаниями о своем первом выступлении, рассказал о том, что прийти к духовной музыке ему помог бунт, и о том, как воспитать поющую нацию.

Бунт духовной музыки

Владимир Минин - это целая музыкальная эпоха. Легендарному хормейстеру посвящали свои работы Родион Щедрин, Георгий Свиридов, Гия Канчели. Он сумел сохранить многие духовные произведения великих русских композиторов, несмотря на строгие гонения на церковь со стороны советской власти. Вот уже сорок пять лет он бессменный дирижер Московского государственного академического камерного хора. И сейчас он выходит на сцену с премьерами. Совсем недавно его хор представил в Москве «Девять шагов к Преображению» Эдуарда Артемьева. В Самару 28 октября он привез свою знаменитую работу «Реквием» Моцарта в редакции Франца Бейера.
В этот же день он нашел время для творческой встречи с поклонниками. Конечно, не обошлось без вопросов о том, как он пришел к духовной музыке, и о том, что нужно делать, чтобы в 89 лет быть таким активным музыкантом, не растерявшим творческий энтузиазм.
«Когда в детстве ты видишь, как бабушка утром и вечером творит молитву, то, повзрослев, ты начинаешь отрицательно к этому относиться, поскольку «кто в молодости не был революционером», - рассказывает Владимир Минин. - Отрицание того, что делают твои родители, и оппонирование с учителями - это естественное состояние. Вот и я оппонировал. Уже будучи студентом, я узнал, что идеолог СССР Михаил Суслов просто запретил исполнение духовной музыки. Кто ему дал право запретить целый пласт национальной культуры? Для большевиков работала формула, что церковь - это опиум для народа. И когда отрицают церковь, то выбрасывают все, с ней связанное. В частности, хор. Для большевиков хор был политическим агитатором, пропагандистом. Мой протест состоял в том, что я стал интересоваться - пошел в одну церковь, в другую. И вот я взял в библиотеке «Всенощное бдение» Рахманинова».
Именно с этого, по словам Минина, начался его творческий путь. Но, по его же признанию, вся его работа состоит из «неприятностей на девяносто девять рублей и удовольствия на один золотой рубль». Первое в жизни его профессиональное выступление тоже было связано с неприятностью. «Это было между двумя госэкзаменами. Я тогда работал хормейстером у Александра Свешникова. Мы поехали с хором в Иваново, а следующий концерт у нас был в городке Теньково. И Свешников ставит меня дирижером. Без репетиции. Концерт прошел с оглушительным успехом. Но это не столько моя заслуга, сколько артистов, которые выступили «на нерве». На таком успехе моя карьера была закончена. Случай был летом, а в декабре меня уж призвали в армию. И я благодарен, что попал на самостоятельную работу в военный ансамбль».
По словам Владимира Минина, он совершенно не в обиде за такую профессиональную ревность на своего учителя и благодарен ему за то, что тот всегда давал возможность присутствовать на своих репетициях. Именно там Минин нашел для себя любимый урок - он старался мысленно быстрее остановить хор, чем его учитель, услышав ошибку. «Звук - это результат оппонирования со своим учителем. Это поиск своего почерка. Звук хора - это продолжение вкуса хормейстера», - уверен Владимир Минин.

Поющая нация

«Внедрение музыкальной образовательной системы Дмитрия Кабалевского значительно сократило число людей, которые могли бы получить удовольствие от совместного музицирования в школах, - считает Владимир Минин. - Потому что она развивала слушание музыки, а воспитание происходит при активной работе души, когда человек поет. Однажды я был на футбольном матче в Италии, и там, чтобы поддержать свою команду, трибуна запела триумфальный марш из «Аиды». Вот это воспитание музыкальных традиций в школе».
Образованию хормейстер уделяет особое внимание. Он превозносит музыкальную систему эпохи царской России и уверен, что именно она дала миру великие имена. «По всей России - на каждой фабрике, в каждом полку, на каждом заводе - обязательно был хор. То есть была та среда, в которой этот жанр стоял по рейтингу очень высоко. В детстве каждому человеку делалась музыкальная прививка хорошего вкуса. Вспомните Шаляпина. Он стоит на вершине пирамиды. Рядом с ним было много очень хороших певцов. Но в основе этой пирамиды - поющая нация. Непреложный закон - когда есть поющая нация, есть и Шаляпин. Это как и в спорте, чемпионы получаются, когда во всех дворах играют, например, в футбол».
По мнению маэстро, сегодня в стране осталось мало интересных композиторов, которые могли бы вдохновлять народ. «Может быть, я ошибаюсь, но думаю, что сейчас осталась одна Александра Пахмутова. Таких песен, которые писал Василий Соловьев-Седой, к сожалению, сегодня нет».
Вечером в филармонии Владимира Минина не было на сцене. Он следил за выступлением своего хора из зала. Дирижировал выступлением Михаил Щербаков. Музыкальное сопровождение хору оказывал Академический симфонический оркестр Самарской государственной филармонии. После выступления маэстро Владимира Минина зал приветствовал долгими овациями.

159

 

Последние статьи

14 декабря
12 декабря

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 30
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4