Культовые наряды известных актрис

В Самаре выставили самые красивые платья советских кинодив
Каждый зал - своя эпоха. Самые большой - для демонстрации нарядов 50-х и 60-х годов. Можно проследить всю историю развития светского костюма ХХ века от нарядов времен Веры Холодной до концертного костюма Аллы Пугачевой
Каждый зал - своя эпоха. Самые большой - для демонстрации нарядов 50-х и 60-х годов. Можно проследить всю историю развития светского костюма ХХ века от нарядов времен Веры Холодной до концертного костюма Аллы Пугачевой

Александр Васильев открыл в Музее модерна свою новую выставку. На этот раз она посвящена костюму кинодив двадцатого века. Выставка уже давно путешествует по России и была специально дополнена и актуализирована автором для Самары. Здесь можно увидеть красное коктейльное платье Клары Лучко, личный подарок Коко Шанель для Майи Плисецкой и золотые туфли Надежды Румянцевой.

Дефицит и иностранное платье

«Мода и кино» - название выставки в Музее модерна. Она подобрана из масштабной коллекции историка моды Александра Васильева. Для Самары маэстро специально изменил экспозицию, расставив акценты на эстетике модерна и связи с городом. Поэтому среди самых ярких и грациозных нарядов российских и советских див ХХ века оказалось скромное желтое платье. «Желтое платье принадлежало самарской оперной диве сталинской эпохи Татьяне Лавровой, - рассказал на открытии выставки Александр Васильев. - Она пела ведущие партии в Малом оперном театре в Ленинграде. В этом платье она была на премьере «Войны и мира» Прокофьева в постановке Бориса Покровского в Большом театре. Костюм создан в 1955 году по эскизу художника Владимира Дмитриева. Дива родилась в Самаре в 1911 году. Сейчас ее здесь все забыли. Но это единственная самарская звезда, которая в ту эпоху добилась столь высокого статуса. Интерес этого платья в том, что оно перешито из костюма эпохи модерна. В Советском Союзе был дефицит ткани и отделок, и очень многие перешивали старинные платья на более актуальные».

Платье в стиле диско Людмилы Касаткиной, вечерний ансамбль Натальи Фатеевой, платье в стиле диско Валентины Талызиной

Все залы второго этажа Музея модерна отданы под новую выставку. Каждый зал - своя эпоха. Самый большой - для демонстрации нарядов 50-х и 60-х годов. Можно проследить всю историю развития светского костюма ХХ века, от нарядов времен Веры Холодной до концертного костюма Аллы Пугачевой.
Александр Васильев рассказал о черном платье Юлии Борисовой, звезды 60-х годов. Она тоже перешила его из старинного платья эпохи модерна. Вышивка на его тюле спорота с более ценного, но устаревшего к тому времени костюма. Юлия Борисова до сих пор выступает на сцене театра им. Вахтангова, ей более 90 лет. Рядом демонстрируется платье Тамары Семиной, у него совсем иная судьба. «Голубое платье актрисы Тамары Семиной было приобретено в Японии для фестиваля. Каждая актриса хотела выглядеть лучше другой и пыталась приобрести иностранное платье. Это было очень трудно, но некоторым везло», - рассказал Александр Васильев.
В этом же зале можно увидеть платье в стиле new look Аллы Парфаньяк, известной по роли в культовом фильме «Небесный тихоход». Рядом с ним костюм Майи Плисецкой, подаренный ей лично Коко Шанель.

Диско и золотые туфли

Наряды актрис 70-х годов

На выставке демонстрируется наряд Людмилы Целиковской, в котором она представляла в 1955 году картину «Попрыгунья» на Венецианском кинофестивале. В большом зале сразу бросается в глаза красное коктейльное платье Клары Лучко. Удивляет золотое платье в стиле диско из гардероба Людмилы Касаткиной.
В зале 70-х костюмы Лидии Федосеевой-Шукшиной, Лидии Смирновой, Виктории Лепко, Светланы Светличной, Надежды Румянцевой, Нонны Терентьевой и других культовых актрис своего времени.
На выставке много сценических костюмов. Например, наряд Алисы Фрейндлих из моноспектакля «Гори, гори, моя звезда…» или платье Анастасии Вертинской для спектакля «Дядя Ваня» в постановке Олега Ефремова.
Наталья Селезнева, Любовь Полищук, Татьяна Лаврова, Людмила Гурченко, Наталья Гундарева - эти имена встречаются рядом с самыми красивыми платьями в экспозиции.
«Кино - это очень большая часть культуры нашей страны, - комментировал свою выставку Александр Васильев. - И на протяжении уже ста лет мы живем в цепких лапах его обаяния. Многие актрисы кино стали иконами стиля. Им подражали миллионы женщин, копируя прическу, макияж, фасоны платьев, фразы. Это говорит о том, что актрисы прожили свою жизнь не зря. Они проложили эстетические пути к идеалу внешнего вида».
Большинство нарядов на выставке уникальны, они предоставлены Александру Васильеву напрямую из гардеробов российских и советских актрис. Есть несколько платьев, которые являются копиями, и это отдельно указывается на стенде. Например, красно-черный балахон Аллы Пугачевой. По словам Александра Васильева, реплика платья появилась из-за того, что примадонна настолько сильно его износила, что потребовалось делать копию, так как первоначальный вариант нельзя было выставлять.
На выставке показаны не только платья, но и аксессуары. «В витрине немало аксессуаров той поры - туфли, сумочки, открытки, макияж. Например, эти золотые и серебряные туфли принадлежали актрисе Надежде Румянцевой, звезде фильма «Девчата». В 70-е годы она с мужем-дипломатом жила в Малайзии и Египте и могла покупать импортные вещи, в отличие от других звезд, которые не имели к этому доступа. Поэтому ее вещи часто были блестящими, - рассказал Александр Васильев. - Актриса говорила, что она может не только блистать, но и блестеть. Это было символом ее жизни».
Выставка «Кино и мода» в Музее модерна продлится до конца января. По ней можно пройтись со специальным аудиогидом, записанным лично Александром Васильевым.

Авторская реплика платья-балахона из гардероба Аллы Пугачевой
97

 

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 30
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4