Не просто досуг

Кружки, музыкальные и спортивные школы, клубы - все это было в детстве людей старшего поколения. А в какой реальности растут современные школьники?
«Яндекс-лицей» - проект «Кванториума - 63 регион» - будет открыт в Самаре на двух площадках: непосредственно в «Кванториуме» и в Южном городе. Здесь будет вестись профессиональная подготовка IT-кадров, начиная с 13-14 лет. В других регионах нет таких бесплатных проектов
«Яндекс-лицей» - проект «Кванториума - 63 регион» - будет открыт в Самаре на двух площадках: непосредственно в «Кванториуме» и в Южном городе. Здесь будет вестись профессиональная подготовка IT-кадров, начиная с 13-14 лет. В других регионах нет таких бесплатных проектов

В систему дополнительного образования входят всевозможные кружки, центры детского творчества, музыкальные и спортивные школы. О том, насколько она доступна для юных жителей региона, как развивается и с какими проблемами сталкивается, эксперты говорили за круглым столом, организованным редакцией газеты «Волжская коммуна» и Самарской организацией Союза журналистов.

Требование дня

«Сегодня в первую очередь перед нами стоит сложная задача - развитие технического творчества», - считает директор ЦВО «Творчество» Павел Панич. Будучи выпускником авиационного института, он прекрасно понимает, что техническому образованию и творчеству сложно обходиться без инвестиций. 40 лет назад, когда Панич только начинал вести кружки, за станциями юных техников были закреплены кураторы от промышленных заводов. «Если сегодня успешные, социально ориентированные предприятия будут вкладываться в систему развития технического творчества, это будет хорошей поддержкой», - убежден директор центра.

Как отметила руководитель управления реализации общеобразовательных программ министерства образования и науки Самарской области Оксана Чуракова, ряд направлений допобразования - финансово емкие. Например, кванториум. Это технопарк для детей, оснащенный высокотехнологичным оборудованием. Его программы можно разделить на три блока: исследования, моделирование, конструирование. Во всех субъектах РФ создано по одному кванториуму, в нашей губернии их два - в Самаре и Тольятти. А для приобщения к технике школьников из сел и малых городов работает мобильная лаборатория.

Руководитель технопарка «Кванториум - 63 регион» Алексей Богатов рассказал, что специального отбора детей у них нет, берут всех. Из увлеченных ребят от 12 до 18 лет формируются команды для работы над проектами, которые затем подхватывают предприятия или вузы. «Только практическое применение результатов технического творчества формирует у детей понимание, зачем они трудятся», - подчеркнул Богатов.

Работа ведется с прицелом на будущее: педагоги кванториума надеются, что приобщение ребят к техническим инновациям позволит сократить отток перспективной молодежи в Москву, Санкт-Петербург и тем более за границу.

В такой ситуации преподаватель технического творчества становится ключевой фигурой. Неслучайно, как отметила зампредседателя комитета по образованию и науке Самарской губернской думы Татьяна Бодрова, на стратегической сессии «Лучшее - детям» был поднят вопрос о необходимости подготовки кадров для системы допобразования не только в педагогических, но и в технических вузах.

Задачу ранней профессиональной ориентации решает и центр «Компас» на Красной Глинке. По информации директора учреждения Людмилы Барановой, ребята здесь знакомятся с компьютерной графикой, осваивают программы 3D-моделирования и 3D-печати, работают в видеостудии, старшеклассники изучают программирование на станках с ЧПУ.

Вместе с родителями

В советское время во дворцах и домах пионеров были сильны гуманитарные традиции. И директор центра внешкольной работы «Поиск» Софья Железникова старается их сохранить. Желающих заниматься в творческих коллективах много.

«Родители приводят ребенка в танцевальную студию и при этом уточняют, что они хотят, чтобы «дети выступали», - рассказала Железникова.

Дети должны показывать себя, это естественно. Но места для выступлений в «Поиске» нет. А дома культуры берут деньги за аренду зала или сцены. Участие в конкурсах, как правило, тоже платное. И тут без работы с родителями не обойтись, полагает Софья Железникова. В кружках и студиях дети занимаются бесплатно, но конкурсы, концертные костюмы, большие сцены - это уже за деньги. В то же время в центре занимаются и дети из многодетных и малоимущих семей. И тут важен принцип: родители не за своего ребенка платят, а помогают коллективу, который должен выступать в полном составе.

Директор Самарского дворца детского и юношеского творчества Сергей Иванов уточнил, что речь идет не о плате за занятия: образовательное учреждение готовит ребенка, учит его, а вот участие в конкурсах папы и мамы обеспечивают на условиях софинансирования.

Главные в воспитании

На учреждения допобразования сейчас легла функция воспитания - школам при современной загрузке учеников на это практически не остается времени. У многих центров есть своя специализация. Например, в «Поиске» - это межнациональное воспитание. На встречах, конференциях и выступлениях ребят знакомят с традициями и культурой разных народов.

Патриотическое воспитание - одно из направлений центра допобразования «Экология детства». По словам замдиректора по научно-методической работе центра Оксаны Шубиной, их воспитанники с гордостью несут вахту на посту №1 на площади Славы.

Многопрофильный центр детского творчества «Ирбис» вырос из турклуба. По словам директора учреждения Павла Сенникова, романтика походов сохранилась, но сочетается с экологическим воспитанием. А воспитанники клуба «Улей», работающего при 132-й самарской школе, активно участвуют в жизни города. Как сообщила замдиректора школы Оксана Скачкова, они регулярно проводят акцию «Пожиратели незаконной рекламы».

«Дополнительное образование - это то, что помогает нам воспитывать детей, - сказала замруководителя управления воспитательной работы и допобразования департамента образования Самары Елена Сироткина. - В Самаре 62 учреждения дополнительного образования, лучшие из них являются площадками по развитию стратегии города».

Уникальная система

По мнению участников круглого стола, допобразование и воспитание неразделимы. К тому же, оно мобильно, и с любыми задачами справляется быстро

 

Софья Железникова,

Софья Железникова,

директор центра внешкольной работы «Поиск»:

- В «Поиске» работают замечательные творческие коллективы, например «Льдинка», театр танца «Самарка». Через центр прошли многие ребята, которые впоследствии поступили в институт культуры. Наши воспитанники зачастую выбирают своей профессией творчество, хореографию, театр. Мы работаем как кузница кадров для училища культуры. Многие наши выпускники идут туда учиться, а потом приходят к нам уже на практику, и некоторые из них остаются здесь работать.

Алексей Богатов,

Алексей Богатов,

руководитель детского технопарка «Кванториум - 63 регион»:

- Кванториум - не просто центр технического творчества, это совершенно новая модель дополнительного образования. Кванториумы были созданы с целью развития в России инновационного детского творчества. Средства вкладываются очень большие, оборудование самое передовое. Многие детские проекты сразу могут выходить на монетизацию. Это, например, авторские отчисления за изобретения. Такая модель важна, чтобы ребенок сразу видел цель своей деятельности. Мы активно интегрируем техническое творчество в повседневную жизнь. Наши воспитанники увидели, как их изобретения могут использоваться на благо конкретного двора и всего города.

Маргарита Анохина,

Маргарита Анохина,

директор центра детского творчества «Металлург»:

- У нас очень большой центр - 120 педагогов, 24 клуба. Мы сохранили всю сеть подростковых клубов, хотя это было и нелегко. Материальная составляющая для развития технического творчества у нас хорошая. Прежде всего благодаря поддержке департамента образования Самары. Есть еще и инвестиции нашего любимого партнера - «Алкоа-СМЗ». Когда-то Самарский металлургический завод создал наш центр. Сначала это был клуб юных техников, и вот уже 55 лет мы - центр детского творчества. Начинали с шести направлений деятельности, сейчас их 12. Все занятия для ребят бесплатные.

Павел Панич,

Павел Панич,

директор ЦВО «Творчество»:

- Я являюсь председателем совета многопрофильных учреждений дополнительного образования Самары. На наших встречах, обсуждениях, когда речь идет о системе допобразования, мы договорились: у нас нет проблем. У нас либо еще не проблемы, либо уже не проблемы. А все остальное - задачи, которые надо решать. И мы их успешно решаем. Я участвовал в стратегических сессиях, посвященных образованию, и меня сильно порадовало то, что я там услышал. Отмечу высокий уровень мероприятия - на пленарной сессии присутствовали заместитель министра образования России Ирина Потехина, народная артистка России Илзе Лиепа. И все выступающие говорили, что сегодня само понятие «дополнительное образование» уже не очень корректно. Оно должно становиться основным, поскольку формирует базу, на которую потом ориентируется школьное обучение.

Оксана Чуракова,

Оксана Чуракова,

руководитель управления реализации общеобразовательных программ министерства образования и науки Самарской области:

- В регионе 78% детей школьного возраста регулярно и бесплатно посещают организации дополнительного образования. Это очень серьезный результат, потому что в целом для России намечена цель достичь уровня 75% к 2020 году. Самарская область - один из немногих регионов, где сохранились самые лучшие достижения советского периода в сфере допобразования. Сохранились центры внешкольной работы и дворцы пионеров. Меняются их названия, но суть остается: педагоги, всей душой преданные своему делу, развивают таланты школьников. В систему допобразования включены разные учреждения - и общеобразовательные, и специализированные. В Самаре и Тольятти это в основном муниципальные организации, их 75. А в сельских районах и небольших городах это, как правило, структурные подразделения, входящие в состав школ или образовательных центров. Таких 74.

Татьяна Бодрова,

Татьяна Бодрова,

зампредседателя комитета по образованию и науке Самарской губернской думы:

- В нашей области удалось сохранить практически всю систему. Да, есть некоторые вопросы, касающиеся ряда городов. Дело в том, что федеральный закон относит систему дополнительного образования к исключительной компетенции муниципалитетов, поэтому не всегда есть возможность влиять на ситуацию. Так, в 2015 году в Тольятти сильно сократили финансирование дополнительного образования. Мы выезжали туда, привлекали экспертов ОНФ для решения проблемы. Непростая экономическая ситуация, конечно, сказывается, но в целом ситуация благополучная. Самара приняла удачное решение по перепрофилированию бывших лагерей труда и отдыха в летние оздоровительные и проведению там профильных смен. И кадры у нас держатся. Работает много ветеранов, есть приток молодежи. Сейчас у нас высокий процент педагогов-мужчин, это очень важно.

22

 

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30