Журналист должен быть любопытным

К 100-летию Союза журналистов Самарской области «ВК» продолжает публикацию очерков об известных представителях профессии

Татьяна и Юрий Воскобойниковы - авторитетная журналистская династия. Татьяна Николаевна - бывший редактор «Волжской коммуны», Юрий Семенович - блестящий художник-карикатурист. А их дочь Анастасия Кнор - известная телеведущая, бывший главный редактор телеканала «ГИС», автор множества социальных проектов. Корреспондент «ВК» побывал в гостях у журналистской династии.

Демократичный редактор

«Журналистом я хотела быть с детства, - рассказывает Татьяна Николаевна. – С четвертого класса редактировала общешкольную газету. В девятом возглавила пресс-центр в городском комсомольском штабе «Задор». И с восьмого - в школе юнкоров, что работала при «Волжском комсомольце». После окончания Казанского университета пришла на практику в «Волжскую Коммуну», а Юра работал в «Волжском комсомольце». - Тогда у двух этих газет была общая «тусовка», мы дружили, проводили вместе вечера. На одном из таких вечеров и познакомились – я пела под гитару, а Юра слушал, сидя на шкафу, так как в небольшой комнате все остальные места были заняты».
Воскобойниковых на всю жизнь объединила не только любовь, но и преданность профессии, в которой неизменно присутствует острое желание хоть чуточку изменить к лучшему окружающую действительность. С помощью пера и печатного слова.
«Тогда работа журналистом считалась престижной, модной, - вспоминает Татьяна Николаевна. - Но я выбрала ее не из-за этого, просто больше нигде себя не видела. В «Коммуну» пришла в 1971 году. Там работали настоящие «зубры», которые потом ушли собкорами в «Труд» и «Советскую Россию». Меня направили в отдел советского строительства. Заведующим отделом был Георгий Петрович Третьяков, он поначалу все мои тексты переписывал. Он вообще всех переписывал и говорил, что будь его воля, и Толстого бы отредактировал. Я вспоминаю годы моего становления в «Коммуне» с теплотой. У нас был очень дружный коллектив, сильные и острые «перья».

В 1995 году Татьяна Воскобойникова стала главным редактором «Коммуны». Взять на себя такую ответственность не испугалась, потому что к тому времени уже фактически руководила газетой. Как признается Татьяна Николаевна, по натуре она достаточно демократичный человек. Старалась сплачивать коллектив, не забывать про ветеранов. Правила тексты аккуратно, не рубила с плеча.
Не зря говорят, что журналистика – профессия без возраста. Даже находясь на заслуженном отдыхе, Воскобойникова работает спецкором в «Социальной газете».

«Я считаю, что журналистика – это призвание, - говорит Татьяна Воскобойникова. – Здесь нужен определенный образ мыслей, человек должен хотеть посредством слова пытаться изменить пусть не весь мир, но хотя бы то, что его окружает. Современным журналистам хочу пожелать больше читать. Именно художественная литература обогащает лексикон и образность мышления».

Мастер шаржа и карикатуры

Татьяна Николаевна с Юрием Семеновичем – рука об руку всю жизнь. Даже кабинеты их были рядом - на одном этаже Дома печати, где базировались тогда редакции «Волжской Коммуны» и «Волжского комсомольца».
Дебют Юрия Воскобойникова как карикатуриста состоялся в окружной газете «Красный воин». Это было во время службы в армии. Следом стали выходить рисунки в журнале «Советский воин», в газете «Красная звезда». Работал на куйбышевском телевидении художником-постановщиком, затем в «Волжском комсомольце», где основал известный на всю Россию юмористический раздел «Веселый самовар». Успешно сотрудничал с московскими изданиями – «Крокодил», «Смена», «Литературная правда», «Комсомольская правда», «Советский спорт». Юрий Семенович выпустил две книги, в каждой из которых собраны более трехсот его рисунков. Они, кстати, неоднократно выставлялись в Самаре и Тольятти.
Работал Юрий Семенович и в «Волжской Коммуне», сейчас бы его должность назвали бильд-редактором. Но ретушь фотографий, подбор заголовка – это все было вторичным. На первом плане оставалась карикатура. Его работы позволяют взглянуть на обыденные жизненные ситуации по-новому и с юмором.
«Карикатура – это маленькое произведение, - говорит Юрий Воскобойников. - Это и мини-драма, и мини-пьеса. Если подробно рассматривать картину, она раскроет в себе многое. Как возникает образ? Задайте это вопрос композитору, и он вам не ответит. И я тоже не могу ответить на него. Образ возникает вдруг, сам по себе. Кстати, юмористов-карикатуристов сейчас очень мало. Для этого нужно особое понимание окружающей действительности».
Накануне чемпионата мира по футболу у Юрия Семеновича состоялась выставка в самарском Доме журналиста, на которой он представил пятьдесят юмористических рисунков на футбольную тему. Этот вид спорта нравится художнику с юности, он сам немного играл в футбол. Юрий Семенович - давний болельщик «Крыльев Советов».

Генератор идей и проектов

Дочь Татьяны и Юрия - Анастасия Кнор сначала не хотела идти по стопам родителей.
«То, что я пришла в журналистику, исключительно их заслуга, - говорит она. - В детстве вообще хотела стать парикмахером, стригла своих кукол. Но мама мне однажды сказала: «Представь, что ты будешь всю жизнь дышать чужими волосами».
Так как занятым родителям некуда было девать ребенка, маленькая Настя много времени проводила в Доме печати – печатала на машинке, пила чай с баранками в Союзе журналистов и постепенно впитывала в себя редакционную кухню с ее творческой суетой и горячими обсуждениями.
Позже пошла в Школу молодого журналиста, которая тогда была в «Волжском комсомольце», затем после вуза четыре года отработала печатным журналистом, после чего ушла на телевидение.
«Переключаться с печатной на телевизионную журналистику было не сложно, – говорит Анастасия. - Сложно было только к камере привыкать. Телевизионная журналистика, на мой взгляд, проще. Не такая ответственная работа со словом, как в газете. Подача материала идет в основном с помощью картинки. Мне всегда интересны были именно творческие проекты, каждый из которых - штучный продукт».
На телевидении Анастасия Кнор раскрылась. Сейчас сложно представить развитие телеканалов без ее участия. Она была редактором телекомпании РИО, затем – создателем и главным редактором телекомпании ГИС.
В свое время произвела фурор политическая программа Насти Кнор «Треугольник», она была одной из самых рейтинговых в регионе. Одной стороной была команда журналистов из разных областных изданий, причем, зачастую с диаметрально противоположными взглядами, второй - гость, третьей – зрители, которые имели возможность задавать вопросы. Обсуждались самые горячие и злободневные темы.
«Настя всегда очень тщательно готовилась к интервью, - рассказывает Татьяна Николаевна. - Она отлично знала тему, уверенно вела разговор с героем студии. А это сложно делать в прямом эфире, когда нет никакой возможности что-то вырезать или смонтировать».
Настя поворачивала разговор так, что герою невозможно было слукавить или уйти от темы. Как это получалось?
«Не знаю, мне легко дается интервью, хоть это и считается самым трудным жанром, - говорит Анастасия. - Главное качество, которым должен обладать журналист – это любопытство. Пока оно есть, никакое профессиональное выгорание не грозит».
Сейчас Анастасия работает в IT-компании, иногда по старой памяти делает фильмы для проекта «Самарские судьбы», который курирует Виталий Добрусин, иногда пишет для интернет-журнала «Другой город» и занимается социальными проектами. Это, в частности, «Открытые мастерские», цель которых воспитание в людях гражданского активности, и «Том Сойер фест», направленный на восстановление исторической среды старой Самары. Последний, к слову, вышел далеко за рамки Самарской области и уже проводится в 27 городах.
Кроме того, Настя – замечательная мама, у нее двое детей. Старшая дочь Анна – педагог высшей категории, преподаватель иностранных языков, уже сама мама двухгодовалой дочки Киры. Сын Матвей в этом году пошел в первый класс, унаследовал талант от дедушки. Рисовать – его любимое занятие.

76

 

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30