Дети меняют историю искусства

Проект Музея модерна «Руки Венеры» продолжает традиции «Зеленки»

В Музее модерна 11 сентября открылась выставка «Руки Венеры». Это интерактивный образовательный проект, где акцент сделан на то, что все экспонаты можно потрогать и даже изменить. Получилась своего рода веселая программа истории искусства, которая интересна не только детям, но и взрослым.

В прошлом году в Музее модерна открылся детский музей «Зеленка», основанный на идеях педагога и архитектора Александра Зеленко. Проект-победитель грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» благотворительного фонда Владимира Потанина за год существования получил всероссийское признание. Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова во время своего недавнего визита в Самару назвала «Зеленку» примером для подражания. На волне успеха команда музея решила сделать еще один проект, который сумел бы привить детям и их родителям любовь к искусству. На этот раз его назвали «Руки Венеры» и придумали в команде с самарским художником Михаилом Гореловым.

«Когда мы делали «Зеленку», стало понятно, что у нашей команды хорошо получается придумывать идеи в таком формате, - рассказывает руководитель Музея модерна Михаил Савченко. - Мы долго думали, про что создавать следующий проект. И Михаил Горелов натолкнул нас на идею. Он делает замечательные смешные репродукции. Так появилась идея образовательной выставки «Руки Венеры». Можно сказать, что это продолжение «Зеленки». Ведь если «Зеленка» всем понравилась, то почему бы не продолжить делать это дальше».

Выставка расположилась в подвале музея, который традиционно отдают под экспериментальные проекты. Несколько залов - несколько эпох. Начинается все с самых древних времен. Гостям выставки предлагают поставить свой красочный отпечаток руки на белой стене - аналоге пещеры. Рядом стоит саркофаг фараона, который каждый может открыть и посмотреть на реликвии. Напротив саркофага сама Венера Милосская. Рядом с ней лежат различные варианты рук. На свое усмотрение можно приделать ей любые. Зал средневекового искусства со спящими портретами и меняющимися витражами. Здесь и главный селфи-экспонат - трон-качели. За тяжелым занавесом в отдельной комнатке можно попробовать создать свой аллегорический натюрморт и заложить туда символический смысл. На столе уже стоят базовые предметы для ванитас, а на экран транслируется картинка - как бы это выглядело на картине XVI-XVII веков. На соседнем столе лежат различные предметы с пояснением, какой смысл они передают в композиции. И вот все это можно перекладывать и создавать натюрморт по своему желанию.

Самый большой зал посвящен искусству ХХ века. Можно переставлять кубики и создавать образы картин, как у Мондриана. Можно стрелять из водяного пистолета краской в белое полотно, вспоминая Поллока. Кто хочет, может удлинить ноги у слона Дали. А для самых смелых - отдельный зал, где можно развесить картины на свое усмотрение. Тут уже каждый может почувствовать себя куратором.

В пересказе все это звучит немного безумно. Все проекты на выставке можно трогать, переставлять, менять. Все они сделаны в авторской стилистике Михаила Горелова - легко узнаваемые классические образы с забавным настроением. По словам Михаила Савченко, выставка специально отказалась от модного веяния использовать цифровые технологии и сделала акцент на «живом», на том, что можно потрогать. На открытии «Рук Венеры» было немного детей, в основном взрослые, но и они вели себя, как маленькие.

26

 

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30