Большое событие маленького города

Открылся Фестиваль «Золотая Маска» в Новокуйбышевске
Фестиваль между тем продолжается. Следующим в программе станет спектакль «Магадан/Кабаре» Юрия Погребничко театра «Около дома Станиславского»
Фестиваль между тем продолжается. Следующим в программе станет спектакль «Магадан/Кабаре» Юрия Погребничко театра «Около дома Станиславского»

Новокуйбышевск принимает у себя «Золотую Маску». За всю историю Российской национальной театральной премии ее региональный проект только однажды проходил в Самарской области. В 2011 году Самара принимала у себя номинантов и лауреатов «Маски». Теперь фестиваль приехал в малый город.

«Маска» приехала в гости

«Это знаковое событие не только для Новокуйбышевска, но и для всей Самарской области, - сказал в день открытия фестиваля врио министра культуры Самарской области Сергей Филиппов. - Мы уже привыкли к тому, что театры нашего региона — постоянные участники национальной премии, но в этот раз «Золотая Маска» сама приехала к нам в гости. В первую очередь, это, конечно, заслуга театра-студии «Грань», который два года подряд получал «Маску».

Министр культуры также напомнил, что Денис Бокурадзе работает в Новокуйбышевске, но уже второй год подряд ставит спектакли в Москве, поэтому руководство «Золотой Маски» приняло решение провести в малом городе свой региональный проект.

Поздравил участников и гостей фестиваля глава города Сергей Марков. «Горожане могут гордиться тем, что именно в Новокуйбышевске проходит такой масштабный фестиваль. Я уверен, даже люди далекие от искусства придут в эти дни во Дворец культуры и насладятся работами приехавших к нам театров», - сказал глава города.

Сон Павла Петровича

Фестиваль открылся спектаклем «Отцы и сыновья» Театра имени Маяковского в постановке Леонида Хейфеца. У себя дома этот спектакль играют в несколько других условиях, зрители находятся практически на сцене, словно гости на веранде Кирсановых. Такая близость позволяет следить за нюансами актерской игры, погружает в атмосферу усадебной жизни - щебетание птиц, шорох платьев, полуулыбки, полувзгляды, все рождается на расстоянии вытянутой руки. В родном театре через сцену протекает даже ручей, через который приходится перешагивать, перепрыгивать актерам, и журчание воды дополняет общую картину неспешного течения жизни семейства, в которое вторгается молодой нигилист Базаров.

В Новокуйбышевске театру пришлось играть в непривычных условиях, в зрительном зале, рассчитанном на 640 зрителей, но для опытных артистов театра Маяковского это не стало препятствием. Вряд ли кто мог пожаловаться на то, что не слышит текст. Но разница в восприятии спектакля на балконе и в партере все-таки ощущалась. Спектакль давали два вечера, и у автора текста была возможность в этом убедиться.

Не всем удавалось брать галерку. При этом, казалось бы, эпизодическая роль престарелой княжны в исполнении Людмилы Иваниловой всякий раз заставляла зрителей замирать. На второй день сцены с ее участием и вовсе сопровождались аплодисментами, что, конечно, редкость для драматического театра. Движение длинных аристократических пальцев, прямая осанка, огонек в глазах актрисы приковывали взгляды публики при том, что на сцене в это время шла своя жизнь.

Образ Кирсанова-старшего в исполнении Игоря Марычева остается в памяти. Добродушный, немного суетливый хозяин, потчующий, любящий, радующийся жизни, желающий вкусно жить, но не желающий вдаваться в проблемы.

Конечно, особый интерес у публики вызвал Макар Запорожский – восходящая звезда экрана. Подростки, пришедшие на спектакль (а была и такая публика), знают актера по фильмам и сериалам. В роли Аркадия Кирсанова он был также убедителен и интересен зрителю.

Но что же Базаров? – нарушитель спокойствия, революционер, появившийся в семье Кирсановых и Одинцовых и пропавший бесследно. «Прошло всего две недели после его смерти, а о нем уж никто и не вспоминает», - поражается Аркадий. Кажется, и зрители спустя две-три минуты стали забывать. Базаров… а был ли он?

Неожиданно на первый план выходит дядюшка – Кирсанов Павел Петрович, его блестяще исполнил Евгений Парамонов. Вдруг именно он становится главным героем, в прошлом человек вольных взглядов, сумевший пережить страсть, любовь, потерю - умный, порядочный, умеющий действительно владеть своими чувствами. И вот уже кажется, что Базаров всего лишь был воспоминанием, сном Павла Петровича. Появился и пропал, рассыпался в прах. И только трогательная сцена с его родителями в финале подтверждает, что он все-таки существовал.

Ирландский драматург создавал свою пьесу по роману «Отцы и дети». «Но Фрил, - это такая концентрация Тургенева, - говорит исполнитель роли Базарова Сергей Беляев. – Мой герой говорит окружающим, друзьям ли, родителям все, что о них думает. Он считает, что имеет на это право. Но столкновение с таким чувством, как любовь, все переворачивает с ног на голову. Он ничего не может с собой поделать. И вот уже произносит банальные вещи Одинцовой, в которую влюбляется. И тут понимает, что банален, что становится похож на людей, которым предъявлял претензии. Пытается найти душевное равновесие, но ничего не получается, потому что он нарушил один из главных своих принципов - влюбился. Происходит внутренняя борьба».

Театры в малых городах

А фестиваль между тем продолжается. Следующим в программе станет спектакль «Магадан/Кабаре/» театра «Около дома Станиславского» в постановке Юрия Погребничко. Спектакль – лауреат «Золотой Маски» 2017 года в номинации «Лучший спектакль в драме, малая форма».

Кроме того «Золотая Маска» готовит большую образовательную и просветительскую программу. Уже 17 сентября состоится круглый стол, посвященный проблемам работы театров в малых городах. В нем примут участие директора и художественные руководители из разных городов России. К дискуссии приглашаются и самарские театральные деятели.

45

 

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30