Музеи

Идем на «Пикник»

В Тольяттинском краеведческом музее появились креативные проекты
Побывав в интерактивной русской избе, можно напрямую соприкаснуться с крестьянским бытом. На фото - директор музея Наталья Ланкова
Побывав в интерактивной русской избе, можно напрямую соприкаснуться с крестьянским бытом. На фото - директор музея Наталья Ланкова

Три месяца назад в Тольяттинский краеведческий музей пришел новый директор — Наталья Ланкова. В музейном сообществе человек она известный, и в Тольяттинском краеведческом уже работала. Например, разрабатывала здесь интерактивные программы «Ручейки времени». О том, какое место занимает краеведческий музей в современном городе, рассуждает его новый директор.

 

Новое лицо «Ставрополя провинциального»
Никаких кадровых революций в музее не произошло — почти весь коллектив остался на месте. Но смена имиджа музея все-таки происходит. К этому подталкивают и внешние обстоятельства. В 2012 году вступит в действие федеральный закон, согласно которому финансирование музеев будет в прямой зависимости от тех услуг, которые они оказывают. Категории, которые получат музеи, по сути, будут определять их посетители. «Мы просто не выживем, если будем оказывать те же услуги, что и 15 лет назад», - считает Наталья Ланкова.
Существуют две модели развития современного музея. Американская - когда музей напоминает развлекательный центр, и подлинные экспонаты вовсе не обязательны. И европейская - когда ставка делается именно на подлинность, уникальность музейных экспонатов. По мнению Натальи Ланковой, наилучший вариант для современного российского музея — сочетание обеих моделей.
В апреле будущего года Тольяттинскому историко-краеведческому музею исполнится 50 лет. Что же изменится здесь к юбилею? В первую очередь, появятся новые мультимедийные технологии. «Нашей основной экспозиции — «Ставрополь провинциальный» - 15 лет, - рассказывает директор музея. - Будем ее модернизировать. Здесь появятся пять световых коробов с разными сценками из жизни края. Например, сценами охоты древних людей, основания Ставрополя и так далее.  Рядом появится информационный киоск. Будет и аудиогид. Для нас это ноу-хау, а в «Третьяковке» такие услуги уже давно предоставляются».
Будут реанимированы и такие интерактивные формы музейной работы, как загадки, ребусы, творческие задания для посетителей. Этим занимается отдел музейной педагогики.
Побывав в интерактивной русской избе, юные посетители могут здесь непосредственно соприкоснуться с крестьянским бытом, подержав в руках старинные вещи, а знакомясь с бытом древних людей, взять в руки дубинку или копье.
 
«Город — проект»
Одно из главных назначений краеведческого музея — создавать позитивный образ того города или поселка, где он расположен. Во всяком случае, именно так считает нынешний руководитель тольяттинского музея. Этой цели служит один из брендовых тольяттинских проектов - «Музейный пикник». Это прилегающая к музею творческая площадка под открытым небом, на которой раз в год собираются люди. Ближайшая акция - «Город-проект» - состоится 22 мая. 
«Исторически наш город складывался как воплощение больших проектов, - считает Ланкова.  — Сначала одного, связанного с заселением города калмыками, потом другого, связанного со строительством ГЭС и переносом города, потом третьего, индустриального -  создание «большой химии» и «АвтоВАЗа». Наш город - Ставрополь, Тольятти — это своего рода экспериментальная площадка. Сейчас снова встал вопрос об имидже города.  Каким город хочет быть? Куда ему двигаться дальше? Эти вопросы и будут обсуждаться на дискуссионной площадке «Музейного пикника». Здесь будет открытый микрофон, и каждый желающий сможет сказать о своем видении будущего Тольятти. А еще здесь, под открытым небом, будет представлена экспозиция, посвященная ушедшему ХХ веку. Экспертный совет выберет лучшие проекты «Пикника», которые затем будут использоваться в музейном деле. В том числе и для создания постоянной экспозиции «Ставрополь — Тольятти — век ХХ».
Нынешняя история края, которая прослеживается в музее, пока заканчивается 1917 годом. Создание новой экспозиции — одна из главных задач директора музея. Будущая экспозиция, по замыслу музейщиков, станет визитной карточкой города, инструментом продвижения его имиджа. Предполагается, что в ней будет представлено более тысячи экспонатов — костюмы разных эпох, бытовые предметы, документы... Разумеется, к созданию экспозиции, посвященной ХХ веку, будут привлекать профессиональных историков. Кстати, музей уже много лет сотрудничает с кафедрой истории Тольяттинского университета, а студенты проходят здесь практику. 

«Окна в натуре»
Еще одна новация: на новой музейной площадке (на улице Баныкина, 14) будет создан депозитарий — открытое фондохранилище.  В коллекции представлена старинная мебель, начиная с XIX века, — сундуки, буфеты, комоды, столы, кресла, которыми пользовались наши прадедушки. Пока же в будущем депозитарии идут ремонтные работы.
В планах и создание современной экспозиции, посвященной природе, – «Окна в натуре». С зимним садом и живым уголком.
Как и в большинстве музеев краеведческого профиля, в тольяттинском музее основные посетители — школьники, которые приходят сюда группами. Индивидуальных посетителей пока не так много, признает директор. Взрослые приходят в основном на привозные выставки. Вообще, по замыслу директора, в музее должно быть больше адресных, специализированных выставок. Из тех, которые открылись недавно, пользуется успехом выставка «Ищите женщину», на которой представлены женские образы в живописи разных эпох. 
Как пообещала директор, в Тольяттинском краеведческом музее будет создана современная экспозиция, связанная с продукцией предприятия «Куйбышевазот», одного из главных партнеров музея. А еще Наталья Ланкова хочет, чтобы у музея появился собственный фирменный стиль, который отражался бы и в сувенирной продукции. Сейчас над созданием бренда  краеведческого музея работают сотрудники кафедры дизайна Тольяттинского государственного университета. Так что к юбилею у музея появится свое неповторимое «лицо».


Личное дело
Наталья Ланкова родилась 20 июня 1965 года. Окончила педагогический институт по специальности «Психология и дошкольная педагогика». Дополнительное профессиональное образование по специальности «Музейное дело и охрана памятников истории и культуры. Музеевед» получила в 2000 году в Москве, в Академии переподготовки работников культуры и искусства. В 1986-1996 годы Наталья Ланкова работала методистом, заместителем заведующей в дошкольных учреждениях № 115, 192 управления детских учреждений ВАЗа. В 1996-2003 годы работает в  Тольяттинском краеведческом музее – научным сотрудником, заведующей отделом музейной педагогики, заместителем директора по науке. С 2003 года руководитель центра «Гражданин» тольяттинской школы № 93, с 2007 года – руководитель музейного комплекса Отваги той же школы. Автор и руководитель проекта «КРУГ» – (Креативность. Развитие. Уверенность. Гармония). Итогом этой работы стало создание детской интерактивной выставки.
С 17 января 2011 года Наталья Ланкова занимает должность директора Тольяттинского краеведческого музея.
Наталья Ланкова – дважды лауреат премии Василия Татищева, победитель VII областного конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей.


Людмила Кузнецова, директор областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина:
- Современный музей (в том числе и краеведческий)  работает в условиях жесткой конкуренции. Если мы сравним поход в музей с походом в кинотеатр, то музей проиграет. В кинотеатре можно удобно и комфортно устроиться в кресле и, поглощая попкорн, погрузиться в содержание фильма. В музее надо «потрудиться»: ходить, вникать в увиденное и услышанное. Поэтому, чтобы конкурировать на рынке культурных услуг, нам приходится  искать такие темы и  сюжеты, которые  поднимут публику с мягких кресел и приведут в музейные залы. То есть музей интересным делает его оригинальное содержание, при этом не последнюю роль сыграют аудио- и видеоподачи, прочие  интерактивные приемы взаимодействия с публикой.

Илья Саморуков, замдиректора Самарского литературно-мемориального музея им. М. Горького:
- По-моему, краеведческий музей должен быть «направлен» не только в прошлое, но и в будущее. Понятно, что наш город и край обладают очень насыщенной, богатой историей. Но хотелось бы, чтобы все эти факты не превращались в конечном итоге в какую-то мифологию. Нельзя забывать о том, что все это временное пространство создавалось все-таки именно людьми. А что касается направленности в будущее, то, наверное, нужно больше сотрудничать с молодежью, с новым поколением специалистов. И именно на молодежь нужно рассчитывать как на целевую аудиторию. Люди пожилого возраста в музей и так привыкли приходить, а вот молодых нужно заинтересовывать. В идеале же хотелось, чтобы в музей приходили абсолютно все. Музеи должны быть открытыми, как на Западе.    

Александр Завальный, краевед:
- Музей должен быть рассчитан на всех, кому небезразлична история, культура города и края, в котором они живут, а также на приезжих гостей и туристов. Чтобы вернуть в музей взрослого зрителя, нужно отказаться от стереотипа о нем как месте, куда педагоги водят школьников, повысить статус этого учреждения культуры через привлечение внимание общества к нему и к его работникам. Нужно внедрять в сознание людей понимание того, что без культуры, духовных основ мы не можем быть цивилизованным народом. Музей может участвовать в формировании образа своего города через раскрытие своих фондов, устройство выставок, проведение пропагандистских акций, содействие СМИ, то есть используя весь тот объем средств, который можно задействовать в мегаполисе.

Цифра 
22 выставки прошли в Тольяттинском краеведческом музее за первые три месяца 2011 года. 

 

4

 

Последние статьи

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1