Звонить не чаще раза в день

Разместить в интернете фото девушек с объявлением о предоставлении интимных услуг, залить замок входной двери клеем, позвонить в три часа ночи и обрушиться на человека с оскорблениями... Что еще позволяют себе коллекторы и как с такими бороться - «ВК» рассказала начальник отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области Оксана Козлова.

- Какие у судебных приставов полномочия по контролю за коллекторами?

- С 1 января 2017 года вступил в силу федеральный закон №230 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
В соответствии с ним и указом Президента на нашу службу возложены полномочия по контролю и надзору за юридическими лицами, которые взыскивают просроченную задолженность, а также за ведением реестра, в который эти юрлица включаются.
Мы проводим плановые и внеплановые проверки юридических лиц. Плановые - по согласованному с прокуратурой области графику, раз в три года. В 2018 году у нас пять таких проверок. При проведении плановых проверок мы проверяем порядок взаимодействия юридических лиц с должниками. По закону они обязаны вести запись телефонных разговоров с должниками. Мы прослушиваем эти записи.
Сейчас решается вопрос о привлечении одного юридического лица к административной ответственности по статье 14.57 КоАП «Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». Сумма штрафа по этой статье - от 50 до 500 тысяч рублей. Организация, о которой идет речь, допустила ряд нарушений в общении с должниками.

- Сколько раз звонить должникам имеют право коллекторы?

- В законе №230 установлен четкий порядок взаимодействия с должниками. Звонить не более одного раза в сутки, двух раз в неделю, восьми раз в месяц. В рабочие дни с 08.00 до 22.00,  в выходные и праздничные с 09.00 до 20.00.
При звонке коллекторы обязаны представиться и сообщить, интересы какого кредитора представляют. Дальше они могут спросить, когда будет оплачена задолженность. В разговоре недопустимо оказание психологического давления на должника. Нельзя вводить должника в заблуждение, угрожать.

- Какие нарушения коллекторы допускают чаще всего?

- Оказывают психологическое давление или вводят должника в заблуждение. Например, в письмах и звонках говорят: «Если не оплатите - мы напишем на вас заявление в правоохранительные органы и привлечем вас к ответственности за мошенничество в сфере кредитования».

- Какие самые вопиющие случаи можете вспомнить?

- Оскорбления в смс-сообщениях, а также размещение в соцсетях фотографии должника - девушки с информацией о том, что она предлагает определенные услуги.

- Реально доказать, что это коллекторы разместили?

- Да, мы делаем запросы соцсетям. Нам предоставляют информацию - кто именно пользуется ip-адресом. Так, было очень много жалоб на размещение подобных объявлений с ip-адресов, зарегистрированных в Чечне. Причем аналогичные жалобы были не только в Самарской области, но и по всей России.
Оказалось, что такую «работу» ведет одна микрофинансовая организация. Кроме прочего, ее сотрудники присылали смс-сообщения с оскорблениями и угрозами должникам, заливали клей в замочные скважины... В итоге материалы в отношении организации переданы в Следственный комитет России.

- А внеплановые проверки по жалобам часто проводите?

- В этом году за семь месяцев к нам поступило более 500 жалоб. В 40 случаях нарушения подтвердились, и мы составили протоколы. По остальным жалобам либо отсутствует состав правонарушения, либо заявитель не может предоставить доказательства. Например, заявитель пишет: мне звонят и угрожают. Спрашиваем - с какого номера звонили? Выясняется, что номер он стер, записи разговора не вел… К сожалению, здесь мы помочь не можем. Поэтому советуем записывать разговоры с коллекторами, сохранять номер, с которого звонили, который будет виден в детализаци оператора сотовой связи.

- Нельзя сделать запрос операторам связи?

- Можно. Нам нужно знать номер телефона, с которого звонили с угрозами, - по номеру нам скажут, кому он принадлежит.

- А просто записи всех телефонных разговоров человека, обратившегося к вам с жалобой, нельзя запросить?

- Нет, согласно Федеральному закону № 152 «О защите персональных данных». Это может сделать только сам абонент, то есть человек, которому звонили с угрозами.
Многие, кстати, приносят нам аудиозаписи телефонных разговоров с коллекторами на дисках и флешках. Если нарушения подтвердятся, то, согласно статье 14.57 КоАП, коллекторам грозят штрафы до 2 млн рублей, ликвидация юридического лица или приостановление деятельности сроком до 90 суток.

- Вам поступило 500 жалоб от должников. Где они брали кредиты?

- В основном в микрофинансовых организациях. Там можно взять заем, не выходя из дома - по Интернету, в отличие от банка. Но в микрофинансовых организациях очень большие проценты по займам, в среднем - 700 % годовых. Заемщик нередко не осиливает платежи.
Некоторые просто не читают договоры и не замечают, что там прописан столь высокий процент. Другие же знают о большом проценте, но считают, что выплатят весь долг, а потом у них начинаются сложности.
Чаще всего люди берут небольшие суммы, пять-десять тысяч рублей, «до зарплаты». Иногда берут один заем, а когда на него набегают проценты, берут второй, чтобы погасить первый. Потом берут третий, чтобы погасить второй и так далее.  

- Куда можно пожаловаться на незаконные действия коллекторов?

- С жалобами можно обращаться в Управление Федеральной службы судебных приставов по Самарской области, на улицу Урицкого, 17, или по телефону 8(846) 266-62-35.

 

51

Последние статьи

19 марта
18 марта
14 марта

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2