Искусство в сумрачную эпоху

В Художественном музее выставили соцреализм 30-50-х годов из фондов РОСИЗО

В Самару приехала выставка из фондов РОСИЗО, того самого, который раньше назывался «Росизопропаганда». В экспозиции представлены картины, написанные в самое страшное в истории нашей страны двадцатилетие прошлого века. В 30-50-е годы были не только «большой террор» и Великая Отечественная война, но и активное формирование образа нового советского человека. Именно с этим предлагает познакомиться выставка «Город Солнца».

Выставка РОСИЗО «Город Солнца» давно путешествует по России. 26 июля коллекция добралась до Самары.

Соцреализм сегодня, наверное, одна из самых недооцененных страниц в истории отечественного изобразительного искусства. Сейчас больше популярны бунтари того времени, нежели художники, верно следовавшие заветам партии. Мало кого из зрителей интересует, были они очарованы идеей или запуганы идеологией.

Надо помнить, что 30-е годы - это индустриализация страны, коллективизация. Что говорить, если и сегодня это многих вдохновляет. Все это было утопически прекрасно, практически как в «Городе Солнца» Томмазо Кампанеллы. Не зря название выставки отсылает к этому произведению. Большинство картин, представленных здесь, датируются 36-37-м годами - самым сложным временем взаимоотношений между государством и народом.

Для выставки в Самарском художественном музее выбрали большие полотна. Они разбиты на четыре тематических раздела: производство, армия, мирная жизнь, праздники и советский человек.

Масштабная работа «Разоблачение врага в цехе» 1938 года - выполнена в черно-белых тонах маслом. «Стахановки завода им. ОГПУ» - увлеченные красавицы за работой, в аккуратных платьях с модными прическами. Уже сами названия отражают главные социальные тренды того времени. А сколько здесь разговоров о будущем. Огромный зал с большими окнами без занавесок - все, чтобы показать простор для персонажей картины «Комната кормящей матери» (1937). Чуть подросшие дети на следующей картине уже приобщаются к труду, пусть и в игровом формате - «Ребятишки строят домну» (1935- 1938). На картине «Молодежь метро за учебой» (1937) - группа парней внимательно следит за тем, как им что-то объясняют про механизмы. И сразу ясно, что делом они заняты важным и очень интересным.

Но не работой единой… «Коммуна заводской молодежи» (1937) - девушки в ярких платьях, молодые люди в костюмах, зеленые луга, велосипед, летний столик с вазочкой вишни - все для счастья. А «Выходной день на Неве» (1937) - атмосфера праздника. «Демонстрация на площади Урицкого» (1937) пестрит красными флагами и образами вождя - здесь нет лиц, главное показать народ как единое целое.

Только одно имя встречается на выставке - портрет Героя СССР Якова Смушкевича (1941). Даже Сталин и Хрущев, хоть и легко узнаваемы в сюжете картины, остались не представленными в названии.

В экспозиции также представлена бронзовая модель скульптурной группы Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Композиция, созданная для павильона СССР на Всемирной выставке 1937 года в Париже, стала символом не только искусства социалистического реализма, но и всей советской эпохи.

30

 

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2